Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2019

Усадьбы в окрестностях Звенигорода

Прогулка уже прошла
10
декабря
воскресенье

Начало прогулки: 09:00

Длительность: один день

Место встречи: Откроется после записи и оплаты

Стоимость: 2 500 р.

Прогулка уже прошла

26 мая, в субботу, приглашаем вас в поездку по "венку" звенигородских усадеб вместе с Денисом Ромодиным. Мы уже не раз посещали Звенигород и прекрасно знаем, что он достоин отдельной и вдумчивой прогулки, но и его окрестности совершенно неправильно было бы обходить стороной. В этом путешествии с Денисом Ромодиным мы попробуем совместить лучшее и  осмотреть все за один день! Более того, мы сможем побывать на территории Введенского и осмотреть интерьеры!

Знаете ли вы, что Введенское, что на самой  окраине Звенигорода, до революции считалось одной из лучших усадеб Московской губернии? И вдобавок это единственная сохранившаяся в Подмосковье работа величайшего архитектора Николая Львова. Заказ архитектору сделал П.В. Лопухин, отец Анны Лопухиной, фаворитки императора Павла I, буквально осыпавшего семью милостями. Николай Александрович писал заказчику зимой 1798-1799 года: «Введенское таково, что я замёрз было на возвышении, где вы дом строить назначаете, от удовольствия, смотря на окрестность, и 24 градуса мороза насилу победили моё любопытство. Каково же должно быть летом? Приложа руку к делу, место сие выйдет, мало есть ли сказать, лучшее из подмосковных. Натура в нём всё своё дело сделала, но оставила ещё и для художества урок изрядный. От начала хорошего, от первого расположения зависеть будет успех оного». Опытный взгляд зодчего, тем не менее, успел подметить, что нет здесь «хорошей воды», а «виды романтические составляют без воды мёртвую красоту». И Львов эту задачу решил блестяще, будучи знатоком пейзажного стиля в садоводстве, он гармонично обогатил природу Введенского рукотворными водными сооружениями.  На месте разросшегося леса насадил парк и рощу, устроил фонтаны и цветники. По крутому откосу, обрамлённому деревьями, вниз, к запруженной речке устремил затенённую просеку. Такой же спуск был предусмотрен и по широкому зеленому партеру.  В естественном, без затей, природном окружении «гений вкуса» Николай Александрович Львов воздвиг элегантный усадебный дом. «Зеркалом души века, быта русского» назовут потом Введенское.

После Лопухиных усадьбой владели Якунчиковы, в гостях у них бывали И. Левитан, В. Борисов-Мусатов, А. Чехов, П. Чайковский. Усадьбу очень любила и подолгу в ней жила дочь хозяина усадьбы Мария Васильевна, сохранилась ее картина «Из окна старого дома», написанная во Введенском в 1897 году. После Якунчиковых Введенским владел граф С. Д. Шереметев, затем она перешла во владение графа Гудовича, при котором в 1912 году главный дом был перестроен в тех же формах, но иных пропорциях.  Режиссер Сергей Бондарчук именно Введенское выбрал в качестве имения старого князя Болконского для кинофильма «Война и мир»… Впрочем, о многом мы с вами поговорим уже на месте.

Помимо Введенского хоть одним глазом увидим мы и Ершово (ведь не просто так мы едем с вами туда на обед, отважные путешественники и обед используют с меркантильными целями…) Известно это село, что в трех километрах от Звенигорода, еще с XV века, с 1624 года принадлежало Салтыковым, а затем Олсуфьевым, которые и владели усадьбой до 1917 года. Сама усадьба построена архитектором А.Г. Григорьевым для Василия Олсуфьева в стиле позднего,  николаевского ампира. Им же была выстроена церковь – своеобразный храм-стрела, с колокольни которого в хорошую погоду, говорят, можно увидеть даже храм Христа Спасителя.

Автор «Венка усадеб» А.Н. Греч писал, что еще в 1920 году дом сохранялся как музей. «Правда, довольно своеобразно охраняемый. Попасть в него можно было беспрепятственно и через окно. Цела была обстановка голубой гостиной, где висели фамильные портреты Олсуфьевых, большей частью, правда, копии... В другой гостиной рядом, соответствовавшей колонной лоджии, выходившей в сад, стояли ампирные простеночные зеркала в золотых рамах со стильными веночками. Стены были обклеены здесь редчайшими, но кое-где встречавшимися в России, большей частью в усадьбах, обоями, привезенными из Италии. Эти обои, состоявшие из больших кусков-полотнищ, представляли виды и ландшафты с кипарисами и пиниями, городами, церквами и виллами, около которых разыгрывались жанровые сценки - группы людей около остерии, пары, танцующие тарантеллу или просто прогуливающиеся... Большая полутемная библиотека сохраняла в своих шкафах французские преимущественно книги XVIII века и громадное количество всяких адрес-календарей, альманахов, в том числе готских, и других подобных справочников. Все это помещалось в красного дерева шкафах, тянувшихся вдоль стен. В библиотеке стоял и рояль, старинный, как всегда, fliigel; верно, комната эта, как самая большая в доме, служила чем-то вроде английского hall'a. Столовая, отделанная под дуб, вносила диссонанс во внутреннее убранство, так же как и в более позднее время устроенная моленная. Лестница, увешанная большими картинами, как-то нелепо устроенная - ее, по преданию, забыл владелец усадьбы, планируя дом, - вела во второй этаж, где были жилые комнаты». Музей существовал недолго, что-то растащили, что-то увезли в Звенигородский музей, а здесь обустроили дом отдыха. В Ершове у Олсуфьевых гостил Афанасий Фет, здесь же им написаны несколько стихотворений.

Но мы поспешим, чтобы посетить еще музей Танеева в Дютькове, которое в начале XX века стало дачной местностью, облюбованной многими представителями музыкального мира. В 1880-е годы в Дютькове бывал Исаак Левитан, художники А.Е. Архипов и А.К. Саврасов. Есть здесь и «Танеевский обрыв», откуда открывается красивейший вид на деревню и где любил отдыхать С.И. Танеев, в дом которого мы с вами и попадем. Интересна история создания музея, который открылся только в 1962 году стараниями Павла Колесова. Бухгалтер по образованию, он многие годы собирал коллекцию художественных репродукций и устраивал выставки в московских театрах и музеях. В 1957 г. он оказался со своей выставкой в Звенигороде, потом снимал дачу в Дютькове. Тогда он задумал открыть здесь Музей С.И.Танеева, А.П.Чехова, И.И.Левитана, которые в своё время жили и работали в Звенигороде и его окрестностях. Музей действительно открылся, имел успех, но… закрылся после смерти создателя. Спасибо энтузиастам, музей возродившим.

Наша программа (уточняется, будет изменен порядок посещения пунктов программы, меньше их не станет!)

9.00 Выезд от Крылатского
10.30-13.30 Введенское (с посещением интерьеров)
14.00-15.00 Обед в Ершово 
15.30-16.30 Музей Танеева
19.30 Возвращение к метро Крылатское

В стоимость поездки входят:

  • экскурсионное обслуживание (услуги гида),
  • билеты в музей Танеева, заказ экскурсий во Введенском и Дютькове,
  • аренда автобуса,
  • аренда радиогидов (будет выдан каждому участнику поездки),
  • обед,
  • - услуги по организации поездки.

Порядок оплаты, точное место встречи вам откроются после записи на экскурсию и будут доступны в любой момент, если вы не забудете ввести свои регистрационные данные (логин и пароль) при входе на сайт.

Вопросы, связанные с этой экскурсией, вы можете задать куратору поездки Наталье Сумароковой по электронной почте progulka@kotoroy.net или по телефону 8-926-286-93-06 в будни с 10.00 до 19.00. Места в автобусе распределяются согласно сроку поступления оплаты (чем раньше вы оплатили, тем больше у вас выбор мест).

Прогулка уже прошла