Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2021

Армения за семь дней

21
ноября
воскресенье

Начало прогулки: 17:31

Длительность: 7 дней

Место встречи: Откроется после записи, если вы находитесь не в резервном списке

Стоимость: €1,150.00

анонс.jpgС 22 по 28 ноября мы вместе с Алексеем Дедушкиным отправляемся в Армению. Если вы хотите найти страну, история которой насчитывает не одну тысячу лет, возникшую задолго до появления современных европейских государств (да что там, здесь жили еще до появления античных народов!), то вам в Армению. Это земля, находящаяся на севере Передней Азии, видела многое: от Великого потопа до заката древних цивилизаций. По одним данным, армяне - это был индоевропейский народ, переселившийся из Европы в XII в. до н. э. По другим, праармянские племенные союзы возникли впервые на Армянском нагорье к 4-3 тысячелетию до н.э. Именно они, как утверждают некоторые историки, встречаются в поэме «Илиада» Гомера под названием «аримы». Собственно, благодаря грекам, мы знаем об Армении достаточно много.

Конечно же, Александр Македонский не прошел мимо Армении. После его смерти государство распадается. На востоке образуется Селевкидское государство. Некогда единая территория единого народа разделилась на три отдельных области в составе новой страны: Великая Армения, находящаяся на Араратской равнине, Софена – между Евфратом и верхним течением Тигра и Малая Армения – между Евфратом и верхним течением Ликоса. Рассказывать можно долго: Армения при персах, греках и римлянах - это отдельные гигантские страницы истории. И огромный пласт культурного наследия.

ahpat1.jpg akhtala.jpg

Наша программа (возможны изменения в расписании, связанные с состоянием дорог или метеоусловиями)

21 ноября, воскресенье. Ереван

Прибытие вечером в Ереван, трансфер из аэропорта в отель, заселение

22 ноября, понедельник. Вагаршапат, Армавир, Даштадем, Пемзашен, Гюмри

Утром мы сядем в автобус и отправимся из Еревана до Вагаршапата. Церковь Святой Рипсимэ, расположенная здесь, построена в 618 году на месте древнего языческого капища. В 301 году в Армению пришли 37 девушек-христианок. Одна из них, Рипсимэ пленила своей красотой самого императора Диоклетиана и, не пожелав подчиниться его воле и стать его женой, вместе с подругами укрылась в Александрии. Там, по преданию, девушкам было явление Святой Богоматери, указавшей им путь в Армению. Армянский царь Трдат III, узнав о том, что приключилось с девушками в Риме, сам пожелал взять в жены красавицу Рипсимэ. Её вместе с наставницей девушек Гаянэ привели в царский дворец. Царь хотел овладеть Рипсимэ, но отказ девы, заявившей, что она принадлежит только Христу, привел царя в ярость. Разгневанный Трдат приказал побить камнями всех 37 девушек-христианок (спастись удалось только Святой Нине, будущей крестительнице Грузии). После казни невинных христианок Трдат заболел тяжёлым нервным недугом. От безумства царя исцелил Григорий Просветитель, после чего, поверив в силу веры христианской, Трдат III крестился, крестил народ и провозгласил христианство государственной религией в Армении (всё произошло в том же 301-м году).

Вагаршапат.jpg Армавир.jpg

Следующая остановка – Армавир. Древние руины Армавира, Аргиштихинили — древний город государства Урарту, основанный при экспансии урартов в Закавказье при царе Аргишти I и названный в его честь. Существовал в VIII—VI веках до н. э. Развалины центральной крепости Аргиштихинили расположены в 15 км к юго-западу от города Армавир, между сёлами Нор-Армавир и Армавир в одноимённой области (марзе) современной Армении. Город был основан на левом берегу Аракса, в его среднем течении. С тех времён русло реки сместилось на юг и находится в нескольких километрах от Аргиштихинили.

Из Армавира мы переедем в Анипемзу, чтобы увидеть армянский храм V века, один из древнейших памятников армянской архитектуры. В 8 км к западу, за армяно-турецкой границей находится одна из 12 столиц Армении — города Ани. Ереруйкская базилика является одной из самых ранних христианских сооружений Армении, она построена в V веке на месте языческого алтаря. Базилика предложена для включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Даштадем и Талинский собор. В Талине нас ждут сразу две достопримечательности. Талинский собор, предположительно перестроенный в купольный храм в VII веке. С архитектурой, на самом деле, тут не все ясно и загадок достаточно. Так, известно, что собор возвели князья Камсараканы вскоре после того, как в Армении появилась мода на купольные тетраконхи, явно после Аванского собора и храма Рипсимэ (618). Однако, Талинский собор заметно отличается от рипсимеобразных храмов. При его постройке армянские архитекторы додумались до конструкции триконха - что в Грузии, например, произойдет только в IX веке. При этом, исследователи считают, что собор не похож на эксперимент, а напоминает нечто, претерпевшее определенное развитие. То есть, он вполне мог быть не первым, а уже скопированным с какого-то образца! И это, еще раз, VII век…

1280px_talin_chapel.jpg dashtadem_fortress_3_rus.jpg

А в пяти километрах от него расположена крепость Даштадем («напротив поля»), про которую иногда пишут, что она современница упомянутого собора и все тех же князей Камсраканов. Но нет, в современном виде она появилась при ханах династии Каджаров начале XIX века, хотя самые ранние элементы (их немного!) относятся к XII веку. Но похоже, что с XV по XVIII век крепость вела вполне мирное существование и была вполне обычным поселением.

После обеда мы увидим церковь св. Иоанна Крестителя в Мастаре и церковь Аствацацин в Пемзашене. Церковь Святого Иоанна Крестителя в Мастаре была основана в V веке. Храм имеет острые углы и апсиды с четырёх сторон. Вокруг церкви раскинуто несколько таких же древних хачкаров, гармонично сливающихся с церковью. Архитектурный стиль символизирует переход армянского церковного от простых композиций к сложным церковным конструкциям, наподобие церкви Святой Рипсимэ в Эчмиадзине. В центре деревни Пемзашен Ширакской области находится уникальная группа памятников раннего средневековья, состоящая из примыкающих друг к другу церквей. В северной части расположена однонефная базилика V века. В южной части стоит маленькая однонефная сводчатая церковь VI века. Между двух базилик из крупных красноватых камней туфа в VI веке была воздвигнута крестово-купольная церковь...

Под вечер, посмотрев по пути монастырь Аричаванк, мы доедем до Гюмри. Гюмри – город старый и обжитой тысячелетиями, ведь первые поселения появились здесь еще в бронзовом веке. В 1801 году был занят русскими войсками и немногим позже он вошел в состав Российской империи. В 1829 году его посетил А.С. Пушкин. В 1837 году Николай I переименовывает город в честь своей супруги в Александрополь. К концу XIX века Александрополь считался третьим по величине и значению торговым и культурным центром Закавказья. В этот период в городе действовало около 10 школ и училищ. Пешеходная экскурсия по Гюмри – городу статуй.

gyumri.jpg gyumri3.jpg

В Гюмри мы ночуем.

23 ноября, вторник. Гюмри, Мармашен, Амракиц, Лориберд, Одзун, Ахпат

После завтрака мы отправимся на прогулку по Гюмри и посетим музей С.Д. Меркурова. А затем нас ждет Мармашен, великолепный монастырь, второй по величине в области Ширак. Минус у него только один – сюда трудно добираться. Но… у нас же есть автобус. Самый крупный храм монастыря Катогике построен в конце X века князем Ваграмом Пахлавуни (родственник уже знакомых нам Камсараканов), довольно хорошо сохранился. К храму уже в 1029 году пристроен гавит (и если это действительно так, то это один из самых ранних в Армении), но от него сохранились лишь фрагменты и следы на фасаде Катогике. И еще один храм – круглый – скорее всего, появился здесь в VII веке, и возможно является предтечей Звартноца. Но точного ответа вам пока никто не даст.

Лориберд. На левом берегу реки Дзорагет, неподалеку от города Степанавана, сохранились руины средневековой крепости-города Лориберд, бывшей в 10-12вв центром Лорийского царства. После многих осад и захватов, горожане постепенно покидали город и в конце 18 века на месте могучей некогда крепости осталось лишь небольшое селение, которое в 20 веке было перенесено к западу древнего городища.

marmashen.jpg odzun.jpg

Следующая остановка: монастырь Ардви и Одзунский монастырь. Последний опять же построен в далеком VII веке, а то и VI. Точнее известно, что спустя век он был отреставрирован катаколикосом Ованесом III. Сохранился храм из розового фельзита, схожий с Мренским собором в Турции. Последняя реставрация с участием итальянских специалистов завершилась в 2014 году. Интересно, что во время работ нашли под кровлей бутылку с запиской о результатах ремонта 1889 года!

Ахпат. Финальная точка этого дня. С 1996 года он включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Основан монастырь царем Абасом Багратуни в 929 – 953 годах, а в 976 году царь Анийского царства Ашот III (сын Абаса) начал возводить здесь храм Сурб Ншан. Но… нестабильность, как обычно. Ашот III перенес столицу в Карс, а Карс передал брату Мушегу, который не замедлил создать свое царство. Через год Ашот скончался и начавшиеся дрязги привели к возникновению Таширского царства. Так что храм начали строить в одном царстве, а закончили в другом и первую сотню лет Сурб Нашан был вообще единственной постройкой. В 1118 году Ташир стал частью Грузинского царства и все остальные постройки уже относятся к «грузинскому» периоду, а частью даже к «монгольскому». Монастырь ассиметричен и местами даже напоминает своего рода лабиринт. Бродить по нему очень интересно. Плюс у монастыря есть и свой «политический» заключенный - армянский поэт Саят-Нова, чья биография столь интересна, что уместно будет о нем на месте поговорить.

ahpat.jpg Ахпат.jpg

24 ноября, среда. Ахтала, Санаин, Алаверди, Ардви, Дилижан

Недалеко от Ахпата находится другой монастырь – Ахтала. Его особенность – неплохо сохранившиеся фрески. Исследователи считают, что авторов было примерно восемь, это были армяне-халкидониты и грузины. Сам же монастырь находится на скалах над ущельем. Когда-то, примерно в X веке, здесь находилась Птгаванк - одна из крепостей царства Ташир-Дзорагет, предназначавшаяся, видимо, для охраны медных рудников. Уже в эпоху царицы Тамары, в 1188 году, дочь одного из прежних царей (Мариам, дочь Гургена II) построила в Ахтале храм Богородицы, хотя существует ряд легенд о более ранней дате постройки - вплоть до IV века.

Далее смотрим монастырь Санаин – самый знаменитый в Армении, основан около 934 года, построен на том месте, где еще в IV веке Григорий Просветитель (герой нашего первого дня) установил каменный крест. Опять же первое здание построил царь Абас (да и вообще Санаин похож на Ахпат), второе – Ашот III, а точнее его жена. К моменту вхождения в состав Грузинского царства, в отличие от Ахпата, Санаин уже был полноценным комплексом из трех зданий.

После обеда посетим Дилижан. Дилижан – это город на севере Армении. Он известен спа-курортами и традиционными ремеслами. Город окружают леса национального парка. В Геологическом музее и художественной галерее собраны археологические находки и произведения мирового искусства. К северу от города расположен монастырский комплекс Агарцин с каменными церквями, а к востоку – монастырь Гошаванк, известный своими каменными стелами с резным изображением креста (хачкарами).

sanain.jpg Дилижан.jpg

25 ноября, четверг. Матосаванк, Агарцин, Гош, Севан, Айраванк, Севанаванк

Утро начнем с Матосаванка – небольшого монастыря в горном массиве нацпарка «Дилижан». Комплекс в настоящее время находится в руинах, но и то, что осталось, производит впечатление. Дальше нас ждет монастырь Агарцин, расположенный столь высоко, что его название переводится как «игра орлов». Образ орла – гордой сильной птицы – часто встречается в стенах Агарцина. Так скульптурная группа восточного фасада церкви Сурб Аствацин (Святой Богородицы) изображает двух мужчин в монашеском одеянии и орла, сидящего на куполе церкви. Самое древнее сооружение Агарцинского комплекса - церковь Святого Григора. Она была построена в X I в. бежавшими от преследований монахами из Западной Армении подвластной Византии.

Монастырский комплекс Айраванк, основанный в IX веке, также привлекает внимание. Согласно легенде, Айраванк некогда был связан с замком «Спитак Берд» в 1 км отсюда подземным путем, и, поэтому назывался Айриванк («пещерный монастырь»). Айраванк действовал до 9 в.

Церковь Сурб Аствацацин расположена в центре села Норатус. Строительная надпись на ней рассказывает, что церковь построил некий Саак из Гегаркуника из крупных блоков чисто тесаного камня, она представляет собой тип «купольной залы». В XIV веке церковь была разрушена персами и вновь отстроена в XV веке. В ограде церкви Святой Богоматери множество древних хачкаров, самый старый из которых, судя по надписи, относится к 996 году.

севан.jpg Норатус хачкары.jpg

К концу дня мы доберемся до Севанаванк монастыря на полуострове Севан. До конца 20 века Севанский полуостров был маленьким островом посреди озера Севан. Когда в 301 году была крещена Армения, святой Григорий Просветитель, с которым мы уже знакомы, лично основал здесь два храма: Сурб-Арутюн и Сурб-Карапет. В 874 году был построен храм Сурб-Аствацацин (Богородицы) и храм Сурб-Аракелоц (12-ти апостолов, сохранился). Инициатором постройки была Мариам, дочь царя Ашота I (двоюродная бабка Ашота III) и жена сюникского царя Васака. Храмы были построены вроде бы в виде обета после смерти мужа, поэтому и монастырь иногда называют Мариамашен. В 925 году на острове произошло крупное сражение с арабской армией, известное, как Севанская битва. В этом бою царь Ашот II Железный (племянник Мириам, чтоб было понятнее) разгромил арабов и с этого момента начинается армянский "Золотой век". Так что монастырь своего рода и свидетель, и памятник.

Сурб-Карапет, как ни странно, сохранился, но в VIII веке его так реконструировали, что не очень понятно, как он выглядел вначале. А вот другим храмам повезло меньше.В советское время монастырь закрыли, и в 1931 году произошло немыслимое: храм Сурб-Аствацацин разобрали на камни, из которых построили санаторий. Ну а в 1981 году начали строить водоотводный туннель, который и превратил остров в полуостров.

26 ноября, пятница. Севанаванк, Кечарис, Птгни, Гарни, Гегард и Ереван

Посмотрев еще раз на Севан и Севанаванк на рассвете, мы продолжим наше путешествие. Кечарис – этот монастырь был основан в XI веке князьями из рода Пахлавуни, а его строительство продолжалось до середины XIII века. Когда-то монастырь являлся резиденцией архиепископа. И огромное количество надписей на стенах монастыря говорит о том, что в монастырь делались большие вклады как знатными людьми, так и простыми прихожанами. Не так далеко отсюда Птгнаванк — христианская церковь в селе Птгни Котайкской области Армении, один из наиболее выдающихся памятников армянского зодчества раннего средневековья.

Гарни.jpg gegard.jpg

В этот же день мы увидим Гарни – одно из древнейших поселений Армении. Здесь находится фактически настоящий эллинистический храм, этакий Парфенон в миниатюре. Строительство храма историки приписывают царю Трдату I, тот якобы побывал с дружеским визитом в Риме и вот результат. А потом римские легионы побывали с ответным, уже менее дружеским. Какое-то время даже бытовало мнение, что французское слово «гарнизон» родилось именно здесь: якобы Марк Антоний написал Клеопатре письмо, о том, что он соорудил военный лагерь у Гарни — гарнизон. Храм, чтобы вы понимали, восстановлен. В середине 1960-х годов работы по восстановлению были поручены архитектору А. А. Саиняну. Через несколько лет кропотливой работы гарнийский храм был полностью восстановлен в 1976 году.

Сама же крепость Гарни начала возводиться еще во II веке до н.э. И служила исправно целую тысячу лет (вот же качество строительства!). К крепости прилагался отличный климат, так что древние армянские цари устроили тут и летнюю резиденцию заодно… Рядом с Гарни так называемые «Поющие скалы» - базальтовые столбы, напоминающие тысячи труб гигантского органа. Кажется, что это творение рук каких-то атлантов, но нет – так потрудилась природа. И это фактически одно из современных чудес света.

И в завершение дня побываем в монастыре Гегард (список ЮНЕСКО). Название монастырского комплекса («монастырь копья») происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Гохт, которое, как и монастырский комплекс, включено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса.

shutterstock_1108481405.jpg shutterstock_456385603.jpg

Возвращение в Ереван.

27 ноября, суббота. Ереван

Почти весь день мы посвятим Еревану и окрестностям. Сначала посетим древнюю столицу Армении – Двин. Крупный ремесленный город, он, сделавшись столицей древней Армении, вскоре стал одним из многолюднейших городов Азии и по богатству своему соперничал с многими городами тогдашнего мира. Но благосостояние его продолжалось недолго. Первый удар нанесли ему арабы, затем он еще несколько раз переходил из рук в руки. К притеснениям от завоевателей присоединились частые землетрясения, и город с начала X века стал клониться к упадку. Арабские историки и географы также сохранили важные данные об истории города данной эпохи.

Звартноц, следующая наша остановка — храм раннесредневековой армянской архитектуры, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в переводе означает храм «Небесных ангелов» или «Бдящих сил». По одному преданию, именно на этом месте св. Григорий Просветитель встретил сонм небесных воинов, по другому - здесь произошла встреча царя Трдата III с освобожденным из темницы св. Григорием (который царя излечил, после чего гонения на христиан прекратились, а царь стал ярым последователем христианства). Сегодня территория Звартноца – это археологический заповедник и открытый в 1937 году музей, в котором можно увидеть модели-варианты реконструкции храма, многочисленные скульптурные фрагменты, впечатляющие размерами. Хорошо сохранились огромные каменные плиты с высеченными на них фигурами, солнечными часами, гроздьями винограда и плодами граната.

zvratnoy.jpg zvartnoc_2.jpg

Затем, нам предстоит прогулка и автобусная экскурсия по Еревану. Заглянем мы и в Эребуни. В 1894 году российский ученый А.А. Ивановский приобрел у селянина камень с урартской клинописью. Местный житель, Папак Тер-Аветисов, утверждал, что нашёл его в 1879 году на холме Арин-Берд. Рисунок и приблизительный перевод надписи был вскоре опубликован М. В. Никольским. Надпись на камне сообщала, что на этом месте урартский царь Аргишти I построил зернохранилище «ёмкостью 10 100 капи». К раскопкам, правда, приступили почти полвека спустя. Так и был обнаружен Эребуни — древний город государства Урарту, развалины которого расположены на холме Арин-Берд («Крепость Ариев») в Ереване.

Эребуни был основан царём Урарту Аргишти I в 782 году до н. э. в качестве опорного пункта для закрепления урартов в Араратской долине. В связи с тем, что Эребуни располагался внутри Еревана, а также благодаря возможной этимологической связи названий, Эребуни отождествляют с Ереваном, считая 782 год до н. э. годом основания Еревана. Хотя после упадка города в IV веке до н. э., вплоть до III века н. э. нет данных, указывающих на существование значимого поселения на месте Еревана. Город вновь начинает застраиваться лишь с III века н. э. в 2-х километрах к северу от Эребуни, но уже с формой "Эреван".

28 ноября, воскресенье. Ереван – Москва

В этот день мы продолжим знакомиться с городом, почти до самого отъезда. Нас ожидают прогулки до обеда, музей Параджанова. Основан он был в 1988 году, но открыт только в 1991, уже после смерти Сергея Параджанова. Музей расположен в традиционном кавказском двухэтажном доме с внутренним двориком, коллекция музея состоит из примерно 1400 экспонатов. Здесь бывал Пауло Коэльо, побываем и мы.

paradzhanov.jpg paradjanov_1542x1024.jpg

Пешеходная экскурсия по центру Еревана— пешеходная прогулка по городу (с перерывом на кофепаузы): Площадь Республики, ул. Теряна (остатки модерна), Каскад, Опера, Голубая мечеть, Городской рынок и многое другое.

После обеда в этот день свободное время, которое можно потратить на посещение вернисажа или музеев Еревана. Затем выезд в аэропорт.

В стоимость поездки входит:
- проживание в комфортабельных отелях категории 3* и 4*;
- завтраки, обеды;
- экскурсионное обслуживание – Алексей Дедушкин;
- трансфер на комфортабельном микроавтобусе аэропорт Ереван – отель – аэропорт Ереван;
- переезды на комфортабельном микроавтобусе, по программе;
- входные билеты в музеи, дворцы и пожертвования в монастырях;
- осмотр и посещение достопримечательностей, указанных в программе;
- медицинская страховка на сумму 30000 евро на все время проведения поездки;
- радиогиды;
- городской транспорт Еревана в пределах необходимого по программе;
- услуги по организации поездки.

Как добраться?
Авиабилеты туда-обратно вы приобретаете самостоятельно. 

Туда, 21 ноября:
Аэрофлот, рейс SU1860, вылет в 15.50 из Шереметьево
или
Armenia Aircompany RM929, вылет в 13.00 из Внуково

Обратно, 28 ноября:
Аэрофлот, рейс SU 1861, вылет в 21.15
или 
IrAero IO770, вылет в 17.30


Что нужно для поездки?

Согласно внесенным изменениям в распоряжении Правительства Республики Армения № 1514 от 11 сентября 2020 года и вступившим в силу 17 мая 2021 года, установлен следующий порядок въезда на территорию РА:

При въезде иностранный гражданин должен предоставить (один из документов):

1. Сертификат, подтверждающий отрицательный результат ПЦР-теста на COVID-19, проведенный не позднее 72 часов до въезда на территорию Республики Армения, или

2. Сертификат, подтверждающий полноценную вакцинацию против коронавируса COVID-19 (две дозы)։ вторая доза должна быть введена не менее чем за 14 дней до въезда в страну*.

3.     Отрицательный результат теста/свидетельство о вакцинации не требуется для детей младше 1 года (0 - 11 месяцев 29 дней).

Лица, прибывающие из Российской Федерации, предоставляют сертификат с помощью мобильного приложения “Путешествую без COVID-19”.

Формирование группы продлится до 1 ноября, максимальное число участников – 16,  минимальное – 9. При меньшем количестве поездка перейдет в разряд индивидуальных и стоимость значительно вырастет. Стоимость указана за одноместное размещение, при двухместном – пожалуйста, выбирайте льготный билет.

Вопросы, связанные с этой экскурсией, вы сможете задать организатору этой поездки Александру Сухову по электронной почте s@kotoroy.net или по телефону 8-977-301-4707 в будни с 10.00 до 19.00.

в резерв