Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2025

Стеллецкий: Как древняя душа до Парижа довела

16
января
четверг

Начало прогулки: 19:00

Длительность: 1,5 часа

Место встречи: Откроется после записи, если вы находитесь не в резервном списке

Стоимость: 1 700 р.

Стеллецкий в мастерской.jpgС научным сотрудником Дома русского зарубежья посетим единственную экскурсию по выставке «Дмитрий Стеллецкий. Художник с душою древней», по случаю 150-летия со дня рождения художника объединившую работы из государственных и частных коллекций России и Белоруссии. 

Работы Дмитрия Стеллецкого чрезвычайно редко встречаются в русских коллекциях и неизменно притягивают внимание трансформацией древнерусских икононописных традиций. «Художником с душою древней» назвал Стеллецкого знаменитый художественный критик (по совместительству сын Константина Маковского) Сергей Маковский: «Всё творчество Дмитрия Семёновича Стеллецкого… — попытка восстановить художественный вкус допетровской Руси, вопреки западническим навыкам он верил, что русское художество, возвратясь к забытой традиции нашего “Востока”, обретёт новые силы — и не только в области церковной живописи (окончательно выродившейся от подражания западным образцам), но и всего нашего искусства, которому Западный Ренессанс не указ, — у него, русского искусства, свои народные пути, ему предначертано продолжить угасшее в середине XV века великое художество Ромеев».

Сказка фрагмент.jpgДмитрий Семёнович родился в 1875 г. в г. Брест-Литовске, детство провел в имении недалеко от Беловежской Пущи, а затем в Варшаве. Во время учебы в Академии художеств сменил архитектурное отделение на изучение скульптуры, сутками пропадал в библиотеке, исследуя древнерусское искусство. Стал раскрашивать свои монументальные произведения (не по античным следам, как можно было бы подумать, а по древнерусским). Всегда и везде Стеллецкий продолжал искать пути развития искусства в народных традициях, ратуя за возвращение к дневнерусским корням. Свои идеи он обсуждал с братьями Стравинскими, с которыми был весьма дружен, а вместе с Борисом Кустодиевым искал вдохновения в Новгороде, Вологде, Ферапонтове и Юрьевском монастырях. 

Стилистику допетровских икон и фресок Стеллецкий взял за основу в собственном творчестве: в театральных декорациях и костюмах, скульптуре и графике из-под руки мастера рождались узнаваемые образы. Он даже соревновался по глубине «русскости» с Гончаровой в живописи и с Щусевым в архитектуре. Считал, что значительно больше понимает в «истоках» и расписывать храм на Куликовом поле должен он, а не Щусев, выбранный заказчиком — графом Олсуфьевым. (Этот «любовный» треугольник мы обсуждаем на экскурсии по выставке НОХ в Музее русского импрессионизма.) Здесь же мы узнаем продолжение истории: с сыном Олсуфьева — искусствоведом и реставратором — Стеллецкий был очень дружен и написал портреты его семейства в тульском имении Красное, один из которых представлен на выставке.

Стеллецкий успел поработать в знаменитых мастерских в Талашкино у княгини Тенишевой. Однако в одном из писем Б. Кустодиеву жаловался: «Думаю лепить и некоторые композиции, но все-таки очень много времени, а главное, головной работы уходит на измышление всяких всяческих ширм, рамок, шкафов, горшков, горшков и горшков…». Поэтому продержался в мастерских всего год.

Впоследствии как мирискуссник он оказался на Русских сезонах Дягилева и остался в эмиграции. Осев в Париже, продолжил работать в выбранном стиле. Ярким проектом этого периода стала роспись храма Свято-Сергиевского подворья в Париже (наконец-то Щусев не мешал).

Времена суток.jpgРаботы Стеллецкого закономерно практически отсутствуют в собраниях наших музеев. Поэтому большая удача увидеть сохранившееся наследие в объединённой экспозиции из государственных и частных собраний. Поговорим о гранях творчества этого самобытного художника, увидим графику и крайне редко экспонируемые иллюстрации Стеллецкого к народным сказкам и знаменитому изданию «Слова о полку Игореве». Обсудим эскизы декораций и костюмов к драме Толстого «Царь Федор Иоаннович»: постановка не осуществилась, однако эскизы Стеллецкого заложили основу для последующих костюмов к спектаклю, один из которых тоже на выставке. Увидим эскизы к постановкам опер самых «русским» композиторов: Мусоргского «Борис Годунов» (1908), Римского-Корсакова «Снегурочка» (1910), Бородина «Князь Игорь». Поговорим о знаменитом цикле, презентующем «времена суток», что находится теперь в корпоративной коллекции Белгазпромбанка (Минск), — все четыре полотна цикла также на выставке.

Организационные моменты:

  • Предварительная покупка билетов через сайт обязательна.
  • Место встречи вы увидите после записи.
  • В группе не более 15 человек.
  • Если вы не справляетесь с записью на сайте, пишите нам на project@kotoroy.net, или в WhatsApp (тел. +7 925 0817854 в будни с 11 до 19). В вечернее время и выходные дни принимаются сообщения и звонки только по текущим мероприятиям.
в резерв