Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2024

Третьяковка: любимый ученик Серова Николай Ульянов

14
апреля
воскресенье

Начало прогулки: 15:30

Длительность: 1,5 часа

Место встречи: Откроется после записи, если вы находитесь не в резервном списке

Стоимость: 2 400 р.

Татьяна Ильина искусствовед

Ульянов. Чистые пруды. 1900.pngС искусствоведом, сотрудником отдела научно-просветительской работы Третьяковской галереи Татьяной Ильиной продолжаем исследование взращенных во времена Серебряного века русских художников. На этот раз узнаем о творческих экспериментах любимого ученика Серова — Николая Ульянова.

Невероятно, но факт: в Третьяковке впервые показывают монографическую выставку Николая Ульянова. В СССР Ульянова было принято считать официальным живописцем, написавшим последний портрет Станиславского. За эту работу художник получил «охранную грамоту» на весь советский период — Сталинскую премию. Она же создала его живописи одномерный образ не популярного ныне соцреализма, хотя в его биографии масса интереснейших страниц, не связанных с «официальным искусством». Блестящий ученик Валентина Серова, сотоварищ и соученик многих авангардистов, расцвет творческих исканий которого пришелся на «боевое десятилетие» русского авангарда — конец 1900-х — 1910-е. Работы Ульянова этого периода невероятно разнообразны, он пробовал себя почти во всех «измах» начала XX века: учился импрессионизму, не был чужд фовизму и экспрессионизму…

Ульянов Модель и конь Селены 1903.jpgВ Новом Иерусалиме сейчас идет выставка «Мастер Репин». Там есть раздел «Тело как тело». Одним из первых в Академии художеств Репин стал тренировать у учеников способность изображать обнаженное женское тело. До 1893 г. натурщиками были только мужчины и рисовали их только в старших классах). Кустодиев и Сомов, Бродский и Билибин, Фешин и Малявин — все мечтали учиться у знаменитого Репина. После ретроспективы тел в Новом Иерусалиме, нельзя не обратить внимание на те же стилевые особенности в работе Ульянова «Модель и конь Селены» 1903 г., написанной в мастерской Серова в Москве. Как все близко и взаимосвязано в истории искусства! Именно Валентин Серов в 1897 году произвел в Московском училище ваяния и зодчества ту же революцию, что и Репин ранее в петербургской Академии художеств: вслед за своим учителем он ввел работу с обнаженной женской натурой. В свою очередь, учениками Серова тогда стал Кузнецов, Сарьян, Петров-Водкин, Юон, Машков, Кончаловский… и Николай Павлович Ульянов. Ульянов Лето. Липы 1919.pngНа экскурсии мы найдем в его работах отблески импрессионизма Коровина и фовизма раннего Кандинского, ломаные линии Врубеля и туманы невероятно популярных тогда в России французских символистов Каррьера и Пюви де Шаванна (работы которых мы видели на выставке «После импрессионистов»). Переопыление художников Серебряного века сложно недооценить и приятно разгадывать. 

Ульянов Метаморфозы 1914.pngМы не раз исследовали разнообразные живописные искания художников Серебряного века на одноименной выставке в Третьяковской галерее, проходящей сейчас в главном здании. Видели, как встраивался в живопописные течения того же времени Николай Милиоти. В этот раз с Татьяной Ильиной продолжим изучение этой многогранной темы на примере блестящего художника совсем другой судьбы, оставшегося в России и сделавшего успешную карьеру в СССР. Скрытые от широкой публики страницы творчества Николая Ульянова исследуем на выставке.

Организационные моменты:  

  • Предварительная покупка билетов через сайт обязательна.
  • Место встречи вы увидите после записи.
  • В группе не более 5 человек. 
  • Входные билеты на выставку НЕ входят в стоимость экскурсии. Вы покупаете их самостоятельно заблаговременно.
  • Если вы не справляетесь с записью на сайте, пишите нам на project@kotoroy.net , или в WhatsApp (тел. +7 925 081 78 54  в будни с 11 до 19). В вечернее время и выходные дни принимаются сообщения и звонки только по текущим мероприятиям.
в резерв