Влахернское-Кузьминки: Русский Версаль в стиле Палладио
Начало прогулки: 11:00
Длительность: 2,5 часа
Место встречи: Откроется после записи, если вы находитесь не в резервном списке
Стоимость: 700 р.
«Звучит триглиф, звучат колонны, свод, и дивный храм как будто весь поет» (Гете, «Фауст»)
Вместе с Ольгой Копысовой прогуляемся по тропинкам и аллеям старинного парка, разбитого в XVIII-XIX вв. и вспомним историю создания одного из самых блестящих усадебных ансамблей дворянской Москвы, воссозданных в начале XIX в. Доменико Жилярди. Сегодня, чтобы угадать былое величие поместья, навещать которое любили царствующие особы, нужно подключить большую долю воображения. Будто замок Спящей красавицы, оно ждет своего рыцаря. Однако тем интереснее бродить по его тропинкам и вспоминать знаменитого итальянского архитектора Палладио, так же бродившего по обломкам римской цивилизации, мечтая их воскресить.
Кузьминки — не просто усадьба, это пример великолепной палладианской вариации среди подмосковных резиденций вельможной знати, жемчужина русской усадебной архитектуры. Это резиденция блестящих финансистов, политиков и прежде всего купцов-промышленников баронов Строгановых, построивших собственную соледобывающую империю на Урале — Пермь Великую и присоединивших к Российской империи сибирские земли руками атамана Ермака, и их наследников — князьев Голицыных с империей металлургической. Она видела многое, много раз возрождалась и уходила в забвение.
Устройство огромного парка и дошедших до нас строений, составляющих комплекс усадьбы Влахернское-Кузьминки, олицетворяют пришедшую в начале XIX в. моду на романтизм — совершенно новый стиль, захвативший все направления культурной жизни. В 1810—1820-х годах этот стиль окончательно сложился в архитектуре, однако в этот период новых богатых усадеб строится мало. Возможностью любоваться примером такого поместья мы обязаны нескольким обстоятельствам. Первым стала женитьба в 1757 г. Михаила Михайловича Голицына на наследнице Строгановых и получение поместья и огромного состояния в качестве приданного (последовавшее строительство огромной усадьбы и проходившие здесь празднества были столь великолепны, что до нас донеслось немало восторгов от современников – о них тоже поговорим). Следующим — приглашение знаменитого архитектора, проповедовавшего палладианство, для переустройства усадьбы в начале XIX в. И последнее обстоятельство, как ни странно, — это забвение, которое накрыло поместье после смерти его главного строителя. Как замок Спящей красавицы оно скрылось в заросшем парке до поры, чтобы показать XXI веку русский архитектурный классицизм в его высшей точке развития (хотя скорее: намекнуть на него сохранившимися в разной мере павильонами).
Перестройка усадьбы, предпринятая следующим владельцем — С.М. Голицыным, привела строения и парк в соответствие с идеалами начала XIX века. Модная ранее строгая симметричность зданий и искусственная красота парка сменяется стремлением к естественности. Мы исследуем, как выразились в архитектурном ансамбле и парке набиравшие популярность грезы об античности, в соответствии с которыми в те далекие времена земное существование протекало в созерцании красоты и беседах с мудрецами среди прекрасных полей, лесов и скал, в тени многоколонных портиков храмов.
Создателем ансамбля усадьбы, включая церковь, парковые павильоны и ландшафт стал Доменико Жилярди — швейцарец, ставший последним представителем московского классицизма, много работавший над восстановлением Москвы после пожара 1812 г. Кузьминки случились в расцвете таланта этого архитектурного гения и стали его лучшим произведением, самым обширным и самым богатым. Около 1820 года он перестраивает главный дом и церковь, создает «Конный двор» и «Пропилеи» — декоративную колоннаду за прудом напротив дома. Его рука угадывается и в некоторых зданиях служб. На экскурсии мы увидим сохранившиеся и постараемся вообразить, как это было при Голицыных.
«Архитектура — застывшая музыка», — метко заметили с разных концов Европы Гете и мадам де Сталь. Мелодию Жилярди мы постараемся постигнуть. Как у истинного палладианца, музыка в его архитектуре получалась необыкновенно ясная, очаровывающая секретом идеальной гармонии масс. Дабы не нарушить чистоты форм и пропорций пышными украшениями, Жилярди очень мало декорирует свои произведения. Розетка, мастерски брошенная на гладь стены, небольшой барельеф или фриз, скульптурная группа — таковы его инструменты. В Кузьминках мы их увидим.
Центром парковой композиции был и остается Музыкальный павильон, совмещенный с Конным двором. Он специально спроектирован для усиления акустического эффекта от концертов. Благодаря этому, звук плывет по глади пруда и достигает усадьбы, расположенной на другом берегу. Специально для этого павильона был организован оркестр из охотничьих рогов, вошедший в моду в середине XVIII века. После того как чех Ян Мареш придумал такую забаву для гостей первого придворного щеголя обер-егермейстера С.К. Нарышкина, каждый вельможа, желающий слыть великолепным, старался иметь у себя в усадьбе подобный. Современники отмечали, что красочное звучание рогового оркестра — это своего рода огромный орган, звуки которого разливаются по округе.
Полюбуемся на широкую лестницу павильона, обрамленную чугунными скульптурами «Укротители коней», олицетворяющими мощь чугуноплавильных заводов Голициных в Пермском крае, здравствующих до сих пор в поселке Пашия. Повторения знаменитых вздыбившихся коней барона Клодта, удивляющих гостей Санкт-Петербурга на Аничковом мосту, не только стали популярным подарком Романовых европейским монархам, но были установлены в Петергофе и Стрельне. Однако из усадебных парков «Укротители» сохранились только в Кузьминках.
Еще одним сокровищем, скрытом в запущенном парке Кузьминок, являются павильоны, декорированные в египетском стиле. Интерес общественности к Египту был вызван наполеоновскими походами в Египет, открывшими в начале XIX века тамошние сокровища миру. Две постройки в Кузьминках — Кухонный флигель и Померанцевая оранжерея — являются олицетворением этой моды. Посмотрим на сохранившийся декор.
Нас в ходе прогулки постоянно будут сопровождать «природные прелести лесов и холмов», подчеркнутые ландшафтным дизайнером XIX в. с помощью водопадов и каскада «вольных» берегов прудов, устроенных в русле реки Чурилихи. Регулярный парк здесь плавно перетекает в ту модную «естественность», которой необходимо было добиться. Мы прогуляемся вдоль самого большого пруда из четырех задуманных, увидим гроты и мостики английского пейзажного парка.
Организационные моменты:
- Предварительная покупка билетов через сайт обязательна.
- Место встречи вы увидите после записи.
- В группе не более 25 человек.
- На прогулке предусмотрены льготные билеты.
- Если вы не справляетесь с записью на сайте, пишите нам на project@kotoroy.net , или в WhatsApp (тел. +7 925 081 78 54 в будни с 11 до 19). В вечернее время и выходные дни принимаются сообщения и звонки только по текущим мероприятиям.