Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2024

Живопись нитью: светлицы Строгановых, Гурьевых, Милославских

Прогулка уже прошла
05
сентября
четверг

Начало прогулки: 19:00

Длительность: 1,5 час

Место встречи: Откроется после записи и оплаты

Стоимость: 1 500 р.

Прогулка уже прошла
Рублев ЛШ7.jpgС Еленой Давыдовой, куратором выставки "Живопись нитью", заведующей сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела музея Рублева, отправимся в путешествие по шедеврам русского искусства, обычно спрятанным глубоко в запасниках музеев, — произведениям лицевого шитья. Рассмотрим памятники XV — XX вв. и поговорим, как развивался и изменялся со временем это вид деятельности, откуда приходили модные веяния и как распространялись по Руси, какие мастерские пользовались особой известностью и почему.

Искусство средневекового церковного шитья до сих пор малоизвестно. Памятники малочисленны. Так как вещи эти были прикладного назначения, то хрупкие материалы быстро разрушались и заменялись на новые. К тому же сегодня в собраниях произведения лицевого шитья требуют особых условий хранения, поэтому организаторы обычно ограничиваются парой примеров на сборных экспозициях. Мы же с вами посетим первый за многие годы крупный проект, специально собранный, чтобы показать всю красоту и разнообразие исполнения предметов этого декоративно-прикладного искусства.

Узнаем о различном функциональном назначении церковных знамен (хоругвей), литургических комплектов (покровцов и возду́хов), элементов богослужебного облачения духовенства, пелен, а также увидим иконы из бисера и образа в шитых ризах. Полюбуемся на совершенно изумительный пример средневековой аппликации («я его слепила из того что было»). Обсудим кропотливый процесс определения принадлежности каждого сокровища к мастерской и мастерице. Поговорим о тканях и технологиях создания лицевого шитья и узнаем, как рассыпающийся китайский шелк спасали реставраторы. Рублев ЛШ10.jpg

На выставке представлены изделия нескольких мастерских. Поговорим, какие отличительные особенности помогли исследователям распределить «кто откуда» в эпоху, когда подписываться было не принято. Поговорим об основателях производств столичных и региональных: царских, купеческих, дворянских.

Возникновение мастерской «московского гостя» Ивана Гурьева иллюстрирует изменение места купечества в XVII в. — в момент укрепления  Московского царства. Выходец из ярославских земель, он получил наивысший купеческий статус «гостя», вел обширную торговлю от Архангельска и Сибири до Астрахани (кстати палаты Гурьевых сохранились в Потаповском переулке). 

Наличие золотошвейной мастерской у тестя Алексея Михайловича Тишайшего — Ильи Данилыча Милославского – воеводы, стольника, дипломата (финансовая деятельность которого считается причиной Медного бунта 1662 г.) говорит о процветании такого вида бизнеса, Илья Данилович брался только за высокодоходные предприятия.

Сольвычегодской светлицей в середине XVII в. руководила Анна Ивановна Строганова, жена Дмитрия Андреевича Строганова, сама искусная вышивальщица. Слава о произведениях этой мастерской шла по всей Руси, а произведения ценились за особый стиль.

Очень интенсивно работала мастерская рубежа ХVІІ—ХVІІІ вв., во главе которой стояла Акулина Петровна Бутурлина — жена стольника Ивана Ивановича Большого Бутурлина, сподвижника Петра I. В светлице Акулины Бутурлиной скрестились старые традиции следования принятым иконографическим образцам и поиски новых решений и средств выражения, западноевропейская мода. Рублев ЛШ9.jpg

Услышим удивительные истории появления в экспозиции предметов культа грузинских мастеров и вышитой иконы «Поклонение волхвов», восходящей к произведениям Рогира Ван Вейдена (наряду с Яном ван Эйком он считается одним из влиятельных мастеров ранненидерландской живописи). Настоящее чудо, что они выжили в турбулентные времена ХХ в.

Осталось добавить, что в экспозицию вошли памятники из фондов Музея имени Андрея Рублева, Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии Троице-Сергиевой лавры и частных коллекций. Как вы понимаете, предметы из собрания последних не выставляются примерно нигде. 

Организационные моменты: 
  • Предварительная запись и оплата обязательна.
  • Стоимость входных билетов уже включена.
  • Место встречи вы увидите после записи.
  • В группе не более 15 человек.
  • Если вы не справляетесь с записью на сайте, пишите нам на project@kotoroy.net , или в WhatsApp (тел. +7 925 081 78 54 в будни с 11 до 19).
  • Прогулка уже прошла