Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2024

Особняк как аксессуар?

Зинаида Григорьевна Морозова, 1867 - 1947.Поставили себе интересную задачу: есть ли в Москве дом, который воплощал бы характер, стиль и вкус своей хозяйки? Ответ найти было непросто: один дом полностью перестроен наследниками известной красавицы; второй хоть и сохранился - да о самой красавице известно не так много. И все-таки дом отыскался, как и его хозяйка. Сегодня поговорим о силе характера, манере одеваться и об удивительном особняке Зинаиды Морозовой.

Зиновия Григорьевна, урожденная Зимина, происходила из влиятельной старообрядческой семьи, получила домашнее воспитание, увлекалась театром и музыкой. В 17 лет родители ее выдали замуж за человека одного с ними круга, из рода Морозовых, ветви "Викуловичей". Но уже спустя год Зиновия увлеклась... двоюродным дядей мужа. Тоже Морозовым, но из ветви "Тимофеевичей". Однажды Савва Тимофеевич пригласил родственника с женой в гости, однако, родственник предпочел отправиться на охоту, и жена явилась… без сопровождения. Мать Саввы уже тогда была шокирована поведением Зиновии - а уж когда стала замечать, что встречи сына с родственницей приобретают постоянный характер, то и вовсе расстроилась. Савва навсегда запомнил ее слова, сказанные вместо свадебного поздравления: «Да уж порадовал ты меня, Саввушка. Первый жених на Москве, а кого в дом привел… Что бесприданница твоя Зиновия — ещё полбеды, разводка — вот что плохо». Да, Зиновия развелась с первым мужем-Морозовым, чтоб спустя полтора года снова связать себя с мужчиной из этой семьи.

Родитель Зиновии высказался еще жестче, вновь отправляя дочь под венец, но разговор у нас не о проблеме отцов и детей.

В декоре особняка Шехтель получил полную свободу: здесь было все, что может только прийти в голову при словах “рыцарский замок”. Готические арки, башенки, резные деревянные панели, витраж, панно и скульптура работы Михаила Врубеля, мраморные полы, сделанн Зинаида Морозова, 1888 год, свадебное путешествие с новым мужем.

Савва Тимофеевич обожал жену и ни в чем ей не отказывал. Зиновия окружила себя преподавателями разных наук, выучила иностранные языки, сменила имя на более светское - Зинаида - и стала хозяйкой модного салона. А для того, чтоб салон вышел совсем замечательный, Савва подарил ей особняк на Спиридоновке. В качестве архитектора был приглашен Федор Шехтель, а в качестве идеи заказчик подкинул тему старинной английской архитектуры.

Пока дом только строился, Москва уже полнилась слухами о невиданном и чудесном доме. А когда Морозовы въехали в особняк и устроили большой приём в честь этого события, многие воочию убедились в том, что слухи имели основание. К слову, князь С. А. Щербатов оставил такие воспоминания о новоселье: "Хозяйка, Зинаида Григорьевна Морозова …большого ума, с прирожденным тактом, ловкая, с вкрадчивым выражением черных умных глаз на некрасивом, но значительном лице, вся увешанная дивными жемчугами, принимала гостей с поистине королевским величием".

Кстати "королевское величие" Зинаиды порой малость зашкаливало. Так, в 1896 году во время открытия Нижегородской Всероссийской выставки шлейф платья Морозовой оказался длиннее, чем у императрицы, жены Николая II. Мужу Зинаиды пришлось весьма неловко: это было очень грубое нарушение правил этикета!

Придворное платье 1896 - 1900 гг, принадлежавшее императрице Александре Федоровне. А теперь представьте себе наряд Морозовой! Придворное платье, Англия, 1898 год. Более современный лифа, высокие рукава жиго.

Слева: Придворное платье 1896 - 1900 гг, принадлежавшее императрице Александре Федоровне. А теперь представьте себе наряд Морозовой! Справа: Придворное платье, Англия, 1898 год. Более современный лиф, высокие рукава жиго.

Фасон русского придворного платья не изменялся с 1834 по самый 1917 год. Потому ради разнообразия посмотрим на английское платье со шлейфом для представления ко двору при королеве Виктории (см. выше).

Сравним модный образ 1890-х годов с интерьерами особняка на Спиридоновке.

В декоре особняка Шехтель получил полную свободу: здесь было все, что может только прийти в голову при словах “рыцарский замок”. Готические арки, башенки, резные деревянные панели, витраж, панно и скульптура работы Михаила Врубеля, мраморные полы, сделанные на заказ ткани со средневековыми орнаментами и старинные гобелены.

207227_original.jpg Готические интерьеры и, конечно, лестница - марка работы Шехтеля! Он был мастер лестниц, как вы знаете.

Готические интерьеры и, конечно, лестница - марка работы Шехтеля! Он был мастер лестниц, как вы знаете.

Новаторство решения Шехтеля в плане планировки дома выразилось в том, что он спроектировал помещения согласно ритму жизни хозяев, а не следуя законам симметрии. Именно это отметили современники, и заказы просто посыпались на молодого архитектора после откНоваторство решения Шехтеля в плане планировки дома выразилось в том, что он спроектировал помещения согласно ритму жизни хозяев, а не следуя законам симметрии. Именно это отметили современники, и заказы просто посыпались на молодого архитектора после открытия Морозовского особняка публике.

Высокие рукава 1890-х, объемные у плеча и сужающиеся к локтю - вот символ моды тех лет. Все это можно отыскать в гардеробе Зинаиды Григорьевны Морозовой. Если рассмотреть картинки в модных журналах, то понятно, что моде Зинаида однозначно следовала.

В 1905 году у Саввы Тимофеевича начинается болезнь с расстройством личности. Мать и жена принимают решение о лечении, доктора же прописывают отдых и отъезд за границу. Супруги едут в Берлин, а оттуда в Канны. Не будем вдаваться в революционную подоплеку истории (а также в историю романа Саввы с актрисой Андреевой) - но 26 мая того же года Зинаида нашла мужа мёртвым, с простреленной грудью. Надо сказать, никто не поверил, что это было самоубийство.

Впрочем, Зинаида вскоре выставила особняк на продажу, сказав, что не может жить в доме с привидением. Дом купил другой поклонник Шехтеля - Рябушинский.

Стилистика 1900-х годов готическому особняку Морозовой подходит больше: уходит объемный рукав жиго, появляется вертикальная линия силуэта, сильнее обозначен S-образный изгиб тела. Самое время для готики!

Вечернее платье 1897-1898 гг, работа знаменитого Дома Ворта, Париж. У Морозовой такое платье (от Ворта) могло было быть. Прогулочные тальеры , 1896 год. То есть моде Зинаида однозначно следовала.Портрет Зинаиды с дочерями, примерно 1902-1904 год.

Так что, если и не во всем, то уж в главном – желании удивлять, покорять и - безусловно - самовыражаться, к чему так была склонна Зинаида Григорьевна, - особняк хозяйку более, чем удовлетворил.