Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2019

Прогулки по Арбату. Часть вторая

Итак, продолжаем наш осмотр арбатских переулков. Из Каменной слободы мы вновь выходим на Арбат. Арбат, 39 и 41.Тут-то что, спросите вы? А вотчто:Арбат, 41. Объем дома № 39 (пустырь)состоял из двух отдельно стоявших построек первой половины XIX века. В началеXX века в здании разместился электротеатр «Ампир». Соседний дом № 41 такжевозводился в 19 веке в несколько приемов. К началу 2000-х гг. дом 39 состоял нагосохране как вновь выявленный объект культурного наследия, а дом 41 числилсяэлементом исторической застройки. Оба здания были переданы под развитие театраВахтангова. Были начаты работы по реконструкции дома 39 – разобрана частьперекрытий. На том все и кончилось. К 2006 году от дома, фактически, оставаласьфасадная стена и было принято решение о разборке руин, а дом 41, состояниекоторого также близко к аварийному, подписан под снос за компанию с соседом. Наосвободившемся участке планируется построить торговый комплекс с четырехуровневойподземной частью и повышением этажности в глубине участка. В отношении фасадовсносимых домов предписан режим «реставрационного воссоздания». Пока же и вовсене происходит ничего.

Дом №41:
 
 
Тут был дом №39:
 
Сивцев Вражек, 24/2. Домдекабриста Алексеева. Дом-загадка. Большой деревянный дом первой половины 19в., образец исторической застройки арбатских переулков, затянут сеткой,отселен?


Но двери вполне себе новые...
 
А фасад вот такой, не подумаешь, что с другой стороны кипит жизнь и даже ходят охранники:
 
 
Сивцев Вражек, 27. Дом-музей Герцена. До сих пор ни в какие опасные списки не попадал. Но ведущийся ремонт (на реставрацию он похож меньше всего) успешно его туда внес. От подлинной лепнины остался фрагмент между окнами мезонина, карниз мезонина и тимпан фронтона, вероятно, венки на завешенных участках первого этажа. Все остальное или срублено, или уже заменено. Изменены наличники окон, межэтажная тяга, руст по углам, остальные карнизы, штукатурка боковых стен. Никакого информационного щита о ведущихся работах нет.
 
 
Возвращаемся на Арбат. Староконюшенный переулок, д. 45, стр.1. Фасады, надо полагать, уехали на реставрацию.  
 
 
 
 
Остатки надвратной колокольни церкви Николы Явленного. Арбат,д. 16
Вероятно, в целях «благоустройства» улицы на Арбате примерно год назад былоштукатурен участок старинный стены с белокаменными фрагментами и кладкой избольшемерного кирпича, которая представляет собой остатки надвратной колокольницеркви Николы Явленного на Арбате (снесена в 1930-е гг.). Этот кусок стеныникогда не штукатурился (более того, в конце 1980-х реставрировался), вкирпичной кладке сохранялись очень редкие клейма - большие орлы и единороги вкругах. Современный цементный раствор (именно он и использовался) буквально«запечатывает» белый камень, и влага, накапливающаяся под раствором, разрушаеткладку и превращает ее в труху. На письма, которые писали и МКН, и Архнадзорответа просто не последовало. 
Довольствуйтесь надписью:
 
Историческая застройка квартала на пересечении Б.Афанасьевского и Арбата. Ждать «реставрации фасадов»?
 
 
Палаты Зиновьевых. Большой Афанасьевский пер., 24.О нем тоже написано очень много. Самый древний (17в.) дом в районе Арбата. Находится в аварийном состоянии. В 2000 году отселёндля реставрации, с тех пор стоял без кровли. По соседству планируетсявозведение огромного комплекса элитного жилья с рытьем котлованов. Благодарядесятку писем архнадзоровцев все ж таки какие-то работы по спасению памятниканачались. Но не кажется ли вам, что памятника за занавесом становится всеменьше?   
 
Филипповский переулок, д. 9. Доходные дома Н.М.Борщова,конец XIX в., архитекторы И.И.Поздеев, С.Е.Ованесьянц, объект культурногонаследия. Аккуратно идет трещинами.  
 
 
Рядом выявленный объект, укутанный в пеленки. Филипповскийпереулок, д. 11, стр. 1 и 2. Ансамбль студенческого общежития им. С.В.ЛепешкинаИмператорского Московского Университета , 1876 г., арх. М.И.Никифоров,1878 г.,арх. И.С.Семёнов, 1884 г.,арх. В.В.Барков, 1914 г.
 
 
Большой Афанасьевский, д. 14. «Ценный градоформирующий» доходный дом 1904 года постройки, архитектор С. О. Суворов. Брошен уже лет восемь, как говорят. И даже обжит заново, на фото – новый местный житель.
 
 
Большой Афанасьевский, д. 9. Дом Радищева. Объект федерального значения. В 2006-м, как видим, закончилась реставрация. Не верь глазам своим?
 
 
 
Предпоследний объект. Палаты XVII века в Чертолье. Чертольскийпер.,10.
Средневековые палаты, памятник гражданской архитектуры Москвы 17 столетия,пустуют, не используются в течение нескольких лет. Имеют и мемориальноезначение – в 1920-е годы здесь происходили под председательством В.Згуры,талантливого историка архитектуры и краеведа, заседания Общества изучениярусской усадьбы, отчего палаты называли тогда в Москве "БашнейЗгуры". Все так же пустуют.
 
 
Гагаринский переулок, д. 11. Главный дом, сер. 1810-х гг.,1817-1845 гг., 1896 г.,гражданский инженер Н.Г.Фалеев. Памятник регионального значения. За домомведутся какие-то работы. Ни щитов, ни людей, ни справочного бюро… Что заработы, кому принадлежит дом?