Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2024

Сокровища Филипповки: золотые олени и все-все-все

Золото сарматских вождей.pngОлень давно стал символом скифской культуры и знаком научной проблемы, называемой «скифы».

Олень из Костромской, один из официальных знаков Эрмитажа, напоминает о стремительности скифов и о молниеносной красоте художественного стиля, ими созданного. Олени Пазырыкского ковра — это вечная загадка и спор о том, где, когда и зачем эти ритмичные фигуры вытканы. Между ними — множество изображений и образов, целый мир красоты и целый мир учёности, романтичной и увлекательной.

Олени из Филипповки ворвались в этот ряд, приковав к себе внимание учёных, а теперь и любителей красоты во всем мире. Они сразу напоминают об относительности терминологии и хронологии, разделяющих скифов и сарматов. Они несут в себе тайну своей функции и тайну времени своего создания. Они приостанавливают стремительный бег звериного стиля, придавая ему пазырыкскую древнюю солидность. Окружающие их вещи — тоже поражающие своей красотой и тонкостью работы — оказываются ещё и пиршественным угощением для любителей археологических теорий и реставраторских изысков. На переломе веков мы получили удивительный памятник, изменяющий видение евразийской истории, развития кочевых племен и их статуса.

История создания выставки, которая в июле 2023 завершается в Пушкинском музее, красива и удивительна. Она ярко показывает, как совместными усилиями ученых на наших глазах рождается новая история. 

Раскопки Филипповских курганов велись с 1986 по 2014 гг. Эти раскопки взорвали мир археологии, как если бы гробницу Тутанхамона нашли вот только что: никогда не обнаруживалось столь значительного подтверждения величия сарматской культуры.

Прошло 20 лет с тех пор, как уфимские археологи доверили Эрмитажу реставрировать первую часть раскопанного в курганах Филипповки. Затем состоялась их «мировая премьера». Выставка проехала в 2001-2003 гг. четыре крупнейших музея: от Нью-Йорка через Милан и Мадрид вернувшись в Эрмитаж. 

Уже в XXI веке, были раскопаны оставшиеся курганы. И миру явилась следующая партия сокровищ и открытий. Но раскопки в этот раз вели археологи из Оренбурга, поэтому вторая часть артефактов осталась в местном историко-краеведческом музее. 

Как говорят археологи, воссоединение филипповских артефактов стало возможно только благодаря инициативе Пушкинского музея. Поэтому премьера проходит в Москве. Впервые после раскопок сокровища сарматских вождей снова вместе, чтобы еще больше поразить нас, зрителей. А результаты (новейших) исследований ученых разных институций впервые собраны в каталоге, обобщающем их труды. Хотя все они в один голос подчеркивают, что это только начало изысканий. Ведь Филипповский некрополь уникален не только золотыми изделиями, он полностью сохранился и исследован — это единственный случай в Евразии. И такого количества дроносов (склепов) нет больше ни на территории южного Урала, ни в скифо-сарматском мире, охватывающему весь степной пояс Евразии. 

Реставраторы совершили обычное чудо. В их руках ожили олени, аналогов которым нет нигде в мире. Они рассказали, каким образом их создавали древние мастера. На мечах засверкала тончайшая инкрустация. Накладки на сосуды заговорили об их содержимом. Вышивки из цветных бусин, которых не сохранилось более нигде в мире, и золотые нашивки снова собраны и являют нам наряд жрицы. 

На частый вопрос: «Что здесь наиболее уникальное?» — ученые до сих пор отвечают — «Здесь все не имеет аналогов и анализ находок только начинается». Но уже сейчас очевидно, что мы получили свидетельства вершины развития культуры кочевников Южного Урала, появление образования политического, военного, административного, которое у нас принято называть государством. Оно зародилось в середине V в до н. э., а через 150 лет закончилось с исчезновением правящей элиты (при сохранении рядового населения и основ культуры). Почему так произошло — пока не известно. Предполагают влияние походов Александра Македонского: политические изменения карты мира привели, видимо, к исчезновению этого государства.

Нам известна территория Филипповского мира: 800х800 км, захватывает север современного Казахстана (до полупустынь), узкую полосу Зауралья и доходит до среднего течения р. Волги. На юге государство граничит с Хорезмом и ученые видят много похожих черт с курганами Устьюрта и Мангышлака. Но исследование сходств и различий еще впереди. 

Палеогенетики сообщает, что предшественники жителей этого государства происходят с юга, а исторические потомки — кочевники всей Евразии. Геологи уверенно заявляют, что золото, использованные в артефактах, – это самородки с Южного Урала, найденные в окрестностях Челябинска. Это доказывает, что олени не заказаны, не украдены, а сделаны самыми кочевниками, здесь же, на Южном Урале. Что говорит о высокоразвитом мастерстве этих людей. Особенности же и все культурные связи Филипповских курганов еще предстоит раскопать.

Мы собрались на единственную экскурсию по этой выставке 1 июля. Есть 3 билета. Пишите на mkn@kotoroy.net, если испытываете неистовую потребность приобщиться к великим открытиям современности.


(По материалам каталога Эрмитажа 2001 и просветительской программы Пушкинского музея 2023)