Неизвестный Щукин в Пушкинском музее
Казалось бы, мы уже все знаем о Щукиных. Но это мираж. Каждый новый проект добавляет света в давно ушедшие времена, открывая все новые подробности о жизни знаменитых московских коллекционеров.
Новая выставка «Неизвестный Щукин» в Пушкинском музее рассказывает о разнообразии интересов Сергея Ивановича и демонстрирует артефакты редкой красоты, оттесненные на второй план великолепием французских мастеров: древнеегипетскую коллекцию, собрание искусства Востока, работы старых мастеров, фарфор, иконы и скульптуру. Детективная история поиска предметов коллекции, раскиданных широкой дланью советской власти, достойна отдельной книги. Помимо московских музеев, они нашлись в Санкт-Петербурге и Астрахани, Махачкале и Якутске. И исследователи пока не закончили.
Благодаря открывшимся подробностям, мы можем полюбоваться игрой Щукина. Сегодня мы бы назвали ее квестом «Ассоциируй это». Похожим образом, сопоставляя искусство Запада и Востока, старых и новых мастеров, мыслили и коллекционеры XX в., и создатели сегодняшних новаторских выставочных проектов.
Например. Как-то Анри Руссо сказал молодому Пикассо, что тот пишет «в египетском стиле». Щукин, обожавший посещать египетскую коллекцию в Лувре, тоже прекрасно это видит, и иллюстрирует у себя ранний кубизм собранием египетских древностей.
Для французского художника-символиста Редона искусство Востока — важнейший источник вдохновения. И в собрании Щукина появляется пара «почти близнецов»: «Весна» Редона и «Цветы мальвы и коричное дерево» Люй Цзы, родившихся с разницей в почти двухсотлетний миг.
Зал старой живописи в особняке Щукина объединяет произведения мастеров Италии и Нидерландов, русские шитые иконы, буддийскую икону-танку, делфтские вазы и европейскую керамику XVI-XVIII вв. в окружении русской мебели в стиле модерн. Что общего видел в этих сокровищах гений коллекционирования? Исследователи до сих пор расходятся во мнениях. Ясно одно: Щукин постоянно выстраивает параллели. Ему вторит и любимый автор — Матисс, — приехавший в Москву.
Розовая гостиная особняка Щукина знаменита развешанными лично Матиссом работами: парафраз голубых ваз в стиле Севрской мануфактуры продолжен «Натюрмортом с голубой скатертью», здесь же хор чудом сохранившихся скульптур (обнаружены в Дагестане) поддерживает соло «Статуэтки и вазы на восточном ковре».
Диалог с русским искусством настиг и самого Анри Матисса в этой поездке. Художника поразило знакомство с иконами. По возвращению французский мастер написал парную работу к своей «Мастерской художника» — «Красную мастерскую». Мечтой Матисса было соединить работы в щукинской коллекции. Однако, реализация идеи осталось на нашу долю. (Если договориться с МОМА, где хранится более поздняя часть несостоявшегося диптиха.) А пока на выставке это место занимает редко экспонируемый эскиз, в качестве рекламы присланный коллекционеру. Кураторы называют этот последний диалог в экспозиции "вишенкой на торте", позволяющей надеяться на лучшее будущее.
Однако, не меньшим праздником души стал приезд на открытие выставки внука Сергея Щукина Андре-Марка Делок-Фурко и его супруги Кристин. Андре-Марк рассказал, как предложил эту самую «вишенку», как делал выставки в МОМА и Фонде Луи Виттона, посвящённые «Красной мастерской». Там собрали все предметы, написанные на картине, и выстроили рядом. Получилась почти зеркальное отражение настоящего в прошлом (отзеркаленное недавно Эрмитажем на выставке фламандцев).
В нашей выставке диалог культур закольцован этим небольшим акварельным чудом, маленькой матиссовой звездой, сияющей в центре красного квадрата размером с картину, привезти которую сейчас невозможно, но можно мечтать. И диалоги продолжатся.
Выставка до 16 марта 2025 г. в Галерее искусства стран Европы и Америки.