Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2025

Галерея драгоценностей Эрмитажа в Москве

ГИМ архангел.jpegВыставка «Драгоценности! Блеск русского двора» в Историческом музее объединила шедевры собрания ювелирного искусства, роскошные бальные платья и галерею портретов из собрания Государственного Эрмитажа и ГИМ. Во всем мире Русский императорский Двор славился невероятной изысканностью и богатством. А шикарная идея кураторов Эрмитажа, объединяющая демонстрацию костюмов и аксессуаров, запечатленных на портретах, дает возможность как никогда близко ощутить стиль ушедшего времени (тот же принцип экспонирования применили на выставке Ars Vivendi — фламандского натюрморта во главе с работами Франса Снейдерса — восхищающую посетителей летом этого года в Эрмитаже).

Ценность подарка московской публике заключается в широте доступа, который в Эрмитаже весьма ограничен: обычное место дислокации драгоценностей предполагает доступ непременно с экскурсией и отсутствие неограниченной во времени возможности рассматривать шедевры (скорость движения вприпрыжку за экскурсоводом отслеживают специально обученные люди). Такая же ситуация в Старой деревне, где хранится коллекция бальных платьев. Вдобавок ко всему, часть бесценного собрания Галереи драгоценностей Эрмитажа — императорской сокровищницы Петербурга — обитает обычно в закромах и впервые приехала в Москву.

Экспозиция состоит из трех разделов. В «Галерее драгоценностей» представлены ювелирные изделия, принадлежавшие представителям императорской семьи: табакерки, часы, украшения. Есть чудесные вещицы, привезенные Петром I из Саксонии (считается, царь приобрел там коллекцию статуэток из золоченого серебра, барочного жемчуга и эмали, каждая из которых достойна пристального любования, одни колени из жемчужин чего стоят!), а подвеска «Якорь», вероятно, из Голландии. Одна из табакерок украшена детской акварелью. Ее автор — внучка Екатерины II Александра Павловна. 

Легендарен туалетный прибор императрицы Анны Иоанновны, выполненный из золота в аугсбургской мастерской Иоганна Людвига Биллера. Согласно традиции, он продолжал участвовать в церемонии одевания к венцу невест царского дома, даже находясь уже в музейном собрании. На выставку привезли несколько предметов из огромного комплекта, в том числе двухстороннее зеркало, рама которого украшена почти живыми цветами и насекомыми (находить их в листьях — отдельная забава).

Императорское собрание пополнялось и частными коллекциями. Нам привезли драгоценный ларец и изящные геммы, хранившиеся в нем, из собрания обер-камергера императорского двора графа Д.П. Татищева. После революции в собрание поступили коллекции Долгоруковых, Нарышкиных, Шуваловых, Строгановых, Юсуповых — предметы из них тоже представлены на выставке.

Зал.jpegЦентральный раздел выставки — «Бал». С середины XVIII в. русский двор считался одним из самых великолепных монарших дворов Европы. Французский посол М. Палеолог вспоминал: «По пышности мундиров, по роскоши туалетов, по богатству ливрей, по пышности убранства, общему выражению блеска и могущества зрелище так великолепно, что ни один двор в мире не мог бы с ним сравниться.» Шелковые и бархатные костюмы и платья, украшенные шитьем, вышивкой или кружевами представлены на выставке вместе с изящными аксессуарами. С портретов за жизнью своих туалетов наблюдают шикарные дамы и кавалеры, щеголявшие в них когда-то. В том числе три поколения дам богатейшего семейства империи – Юсуповых. На младшей из них — Зинаиде Сумароковой-Эльстон — легендарное сокровище, жемчужина Пеллегрина ("Странница"), после революции увезенная Юсуповыми в Европу и покоящаяся нынче в чьих-то частных закромах, а вот веер с вензелем с ЗЮСЭ украшает соседнюю витрину. 

Завершает выставку раздел с мемориальными предметами монархов и членов династии Романовых. Например, императрица Александра Федоровна носила подвеску «Клубок змей» выдающегося французского мастера Рене Лалика. Вторят ей работы из мастерских Фаберже, Tiffani и Cartier.

ГИМ.

До 12 мая 2025 г.