Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2019

Возвращение Пашкова дома

На фоне громкой премьеры Царицына, устроенной столичным правительством, "федералы" тихо завершили реставрацию Пашкова дома. (Кстати, имена его архитекторов те же - Баженов и Казаков.) Десять лет - с 1995 по 2004 год - лучший дом страны, царь-дом возглавлял список пустующих памятников Москвы, а правительство России и Российская государственная библиотека демонстрировали безучастие к его судьбе. После вмешательства президента памятник отреставрирован на бюджетные средства, без привлечения инвесторов. Библиотека готовится вновь занять его помещения.
Когда Москва ограничивалась оградой Кремля, на Ваганьковском холме возвышалась загородная великокняжеская резиденция, известная с середины XV века. Войдя в городскую черту в конце XVI столетия, усадьба перешла в частные руки и разделилась. В екатерининские годы капитан-поручик Петр Пашков скупил участки приблизительно в границах древнего двора, о котором вряд ли знал, и вновь объединил его. Как показали недавние исследования Вячеслава Тютина, усадебный дом был заложен в мае 1785 года Матвеем Казаковым (по тексту документа, Казаков присутствовал "у показания и при закладке" дома). Что касается автор-ства Василия Баженова, оно выводится из письма главы Дворцового архитектурного ведомства князя Юсупова министру Двора князю Волконскому. Письмо написано намного позже, в 1827 году, но Юсупов был осведомленным человеком, начальником над учениками Баженова и Казакова.
В 1839 году дом перешел в казну, побыл Четвертой мужской гимназией, а в 1861 году стал Румянцевским музеем. Основу собрания составляли коллекции графа Николая Петровича Румянцева, в том числе библиотека, преемницей которой является нынешняя РГБ. В 1910-е годы архитектор Румянцевского музея Николай Шевяков перепланировал дом и заново оформил его изнутри в неоклассическом стиле. Две трети центрального корпуса занял двусветный зал с окнами на три стороны.
В отреставрированном доме расположатся нотный, картографический и рукописный отделы библиотеки, а двусветный зал станет выставочным и приемным. Читатели и гости будут проходить, как прежде, в ворота парадного двора со стороны Староваганьковского переулка (фасад дома по Моховой - садовый, то есть формально задний; сад на склоне холма был огорожен, а лестница появилась после разрушения ограды в советские годы. Ограда восстановлена не будет, чтобы не сужать улицу). Нотный отдел разместится в главном корпусе, рукописный - в крыле по Знаменке, картографический - в парном ему крыле по границе с "новой" (сталинской) территорией библиотеки. Все корпуса сообщаются через центральный вестибюль и галереи. На парадной лестнице посетители увидят на прежних местах барельеф фельд-маршала Румянцева-Задунайского (это отец основателя библиотеки) и огромную чашу, выточенную из цельного самоцвета. В двусветном зале восстановлено неоклассическое оформление, в зале рукописного отдела воссоздана по остаткам меблировка XIX века. Руководитель авторского коллектива - архитектор Алла Шиманова из Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ), работы вел строительный холдинг "Центрстройинвест-2000".
Едва ли гости дома смогут выходить из зала на балкон (его называют королевским: здесь прусский король Фридрих Вильгельм преклонял колена перед зрелищем погорелья 1812 года, отчего в металлический парапет вправлена корона). Еще труднее будет выйти в бельведер и на кровлю. Путь в бельведер ведет (и всегда вел) через чердак, между стропилами, сквозь люк. Даже при желании трудно приспособить этот путь для массовых посещений.
Зато будет доступен таинственный овальный зал в подвале, с овальным же столбом посередине, с единственным входом-выходом. Это помещение отдадут курильщикам. В чаду полутемная палата приобретет совершенно мистический характер.
И еще одна подземная тайна станет явью. Во дворе Пашкова дома действительно существует белокаменный круглый "колодец" 15-метровой глубины, найденный археологами под слоем насыпного грунта. Огромная величина его диаметра заставляет взять слово "колодец" в кавычки, хотя на дне стоит вода. Точнее сказать, дно неизвестно. История русской архитектуры не знает аналогий этому сооружению. Датировка камня невозможна, а документы молчат. Хочется думать, что это часть коммуникаций государева Ваганьковского двора, XV или XVI век. Реставраторы восполнили утраты камня в стенах "колодца", так чтобы новая кладка отличалась от старой. В ствол "колодца" опущена винтовая лестница, а сверху устроен крытый зал в высоту прежней отметки грунта, с отдельным входом. Здесь предполагается устроить археологический музей. "Колодец" прячется на хозяйственном дворике, между внешней и внутренней оградами усадьбы, ближе к углу Знаменки и Староваганьковского переулка.
Словом, у Пашкова дома есть все, чтобы снова стать одной из главных достопримечательностей города.