Ограду Врубеля вырубили на треть
На минувшей неделе защитники старой Москвы остановили очередное разрушение. Ломали ограду бывшей лечебницы психиатра Усольцева, ныне областной психиатрической больницы (улица 8 Марта, дом 1). Столетнюю ограду в неорусском стиле, считающуюся работой Врубеля, для которого лечебница близ Петровского парка стала последним московским адресом.
Михаил Врубель содержался у доктора Усольцева дважды - летом-осенью 1904-го и с марта 1905-го по январь 1906 года. Здесь он создавал свои последние работы: "Видение пророка Иезекииля", портреты хозяина лечебницы и его пациентов, знаменитый портрет Брюсова. Многое осталось неоконченным: Врубель внезапно ослеп и был увезен в Петербург, где умер в 1910 году.
Лечебница иначе называлась санаторием: пациенты жили здесь свободно, соседствуя и общаясь с семьей хозяина. Лечебница, свидетельствует Брюсов, "состояла из двух скромных деревенских домиков, расположенных в небольшом парке, в пустынном переулке". Сохранился по крайней мере один из них, двухэтажный, с резными наличниками. На улицу 8 Марта (бывший Истоминский проезд) выходят "древнерусские" кирпичные ворота с большой и малой арками, а от ворот уходят в обе стороны дощатые прясла в кирпичных столбах.
Два года назад в интервью "Известиям" заместитель главного врача больницы Валерий Евтушенко с гордостью рассказывал, что ограда клиники выполнена по эскизам Врубеля, хотя письменных свидетельств этому и не сохранилось.
— Наши резные ворота, — говорил тогда Евтушенко, — упоминаются в старых путеводителях как достопримечательность Москвы под названием Сказочные ворота.
Другая версия относит этот памятник к творчеству Шехтеля — друга Врубеля; кстати, они выступали соавторами некоторых московских интерьеров.
Тем не менее когда областная психиатрическая больница запросила Москомнаследие о статусе ограды, оказалось, что она не значится в списках памятников. В этой нелепости виноваты не только специалисты: списки не опубликованы официально, и никому не приходило в голову, что такой объект может быть упущен из виду. После запроса, подтекст которого был очевиден, Москомнаследию надо было бы немедленно собрать экспертную комиссию и принять ограду на охрану. Однако этого не произошло. Получив ответ, больница отнеслась к ней как к обыкновенному забору, подлежащему замене более прочным — в целях безопасности.
Начало сноса заметили коллеги с радио "Маяк", и поднялась общественность. В понедельник ограда была заявлена на государственную охрану. Стоит напомнить: для этого достаточно прийти в Москомнаследие и заполнить типовой бланк, что вправе сделать каждый человек (в данном случае это сделал обозреватель рубрики "Осторожно, Москва!" газеты "Известия"). Тем же числом инспекторы этого ведомства составили предписание об остановке работ. Во вторник на месте дежурили активисты сайта "Москва, которой нет", два телеканала прислали съемочные группы. В среду утром экспертная комиссия Москомнаследия включила ограду в список вновь выявленных памятников архитектуры. Ценность остальных строений больницы будет определена дополнительно.
До прихода предписания двадцать деревянных прясел, от ворот до левого угла, были разломаны и заменены типовыми металлическими. Потеряно около трети ограды. Теперь она, несомненно, подлежит воссозданию, а сохранившиеся части — реставрации.
Еще раз вспомним имя Врубеля: если бы на наших глазах резали картину, чудовищность происходящего не вызывала бы сомнений. Но архитектура не уступает живописи в иерархии искусств. Архитектурный подлинник так же отличается от копии, как живописный. Увы, это не всем понятно.
Теперь мы будем называть Врубелем копию.
Михаил Врубель содержался у доктора Усольцева дважды - летом-осенью 1904-го и с марта 1905-го по январь 1906 года. Здесь он создавал свои последние работы: "Видение пророка Иезекииля", портреты хозяина лечебницы и его пациентов, знаменитый портрет Брюсова. Многое осталось неоконченным: Врубель внезапно ослеп и был увезен в Петербург, где умер в 1910 году.
Лечебница иначе называлась санаторием: пациенты жили здесь свободно, соседствуя и общаясь с семьей хозяина. Лечебница, свидетельствует Брюсов, "состояла из двух скромных деревенских домиков, расположенных в небольшом парке, в пустынном переулке". Сохранился по крайней мере один из них, двухэтажный, с резными наличниками. На улицу 8 Марта (бывший Истоминский проезд) выходят "древнерусские" кирпичные ворота с большой и малой арками, а от ворот уходят в обе стороны дощатые прясла в кирпичных столбах.
Два года назад в интервью "Известиям" заместитель главного врача больницы Валерий Евтушенко с гордостью рассказывал, что ограда клиники выполнена по эскизам Врубеля, хотя письменных свидетельств этому и не сохранилось.
— Наши резные ворота, — говорил тогда Евтушенко, — упоминаются в старых путеводителях как достопримечательность Москвы под названием Сказочные ворота.
Другая версия относит этот памятник к творчеству Шехтеля — друга Врубеля; кстати, они выступали соавторами некоторых московских интерьеров.
Тем не менее когда областная психиатрическая больница запросила Москомнаследие о статусе ограды, оказалось, что она не значится в списках памятников. В этой нелепости виноваты не только специалисты: списки не опубликованы официально, и никому не приходило в голову, что такой объект может быть упущен из виду. После запроса, подтекст которого был очевиден, Москомнаследию надо было бы немедленно собрать экспертную комиссию и принять ограду на охрану. Однако этого не произошло. Получив ответ, больница отнеслась к ней как к обыкновенному забору, подлежащему замене более прочным — в целях безопасности.
Начало сноса заметили коллеги с радио "Маяк", и поднялась общественность. В понедельник ограда была заявлена на государственную охрану. Стоит напомнить: для этого достаточно прийти в Москомнаследие и заполнить типовой бланк, что вправе сделать каждый человек (в данном случае это сделал обозреватель рубрики "Осторожно, Москва!" газеты "Известия"). Тем же числом инспекторы этого ведомства составили предписание об остановке работ. Во вторник на месте дежурили активисты сайта "Москва, которой нет", два телеканала прислали съемочные группы. В среду утром экспертная комиссия Москомнаследия включила ограду в список вновь выявленных памятников архитектуры. Ценность остальных строений больницы будет определена дополнительно.
До прихода предписания двадцать деревянных прясел, от ворот до левого угла, были разломаны и заменены типовыми металлическими. Потеряно около трети ограды. Теперь она, несомненно, подлежит воссозданию, а сохранившиеся части — реставрации.
Еще раз вспомним имя Врубеля: если бы на наших глазах резали картину, чудовищность происходящего не вызывала бы сомнений. Но архитектура не уступает живописи в иерархии искусств. Архитектурный подлинник так же отличается от копии, как живописный. Увы, это не всем понятно.
Теперь мы будем называть Врубелем копию.