Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2019

Реконструкция дала трещину. 1 июля исполняется год с тех пор, как Большой театр закрылся на ремонт

В преддверии этой знаменательной даты глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой провел в ГАБТе специальный брифинг, посвященный вопросам реконструкции главного театра страны.

Журналистам выдали строительные каски и провели по театру, охваченному ремонтом. Сквозь непрестанный стук молотков и жужжание дрелей трудно было расслышать комментарии чиновников, зато глаза увидели многое. Знаменитый Большой сегодня находится в очень тяжелом состоянии, и шансов вернуться к публике в своем прежнем виде у него остается все меньше. Если, конечно, понимать под "прежним видом" его парадное состояние.

У руководителя Роскультуры оказалось две новости для журналистов - хорошая и плохая. Сроки и бюджет (11,7 миллиарда рублей) изменены быть не могут, хотя в ходе восстановительных работ было выявлено, что состояние театрального здания в гораздо большей степени аварийно, чем казалось со стороны. По словам Михаила Швыдкого, когда строители сняли штукатурку, оказалось, что несущие стены Большого практически насквозь пронизаны трещинами, причем наиболее неприятными с точки зрения их ликвидации - силовыми. Теперь для того, чтобы здание театра банальным образом не развалилось, необходимо приостановить работы по возведению нового фундамента и заняться укреплением непосредственно его стен. В принципе это было запланировано с самого начала, и наша газета в январе этого года живописала, как театральным стенам делают специальные "укрепительные" инъекции из бетонной смеси, однако, как теперь выясняется, эти временные меры только ухудшили ситуацию. В здании появилось аж 15 сквозных трещин. Председатель совета директоров компании "СУИхолдинг" (генподрядчика по строительным работам) Азарий Лапидус, также присутствовавший на брифинге, не поскупился на подробности: по его словам, стены Большого театра сегодня фактически представляют собой несколько не связанных друг с другом секций, и это грозит зданию театра катастрофой.

Когда реставраторы принимали этот особо ценный объект под свою опеку, степень ветхости памятника составляла примерно 60 процентов, но сегодня этот показатель, увы, значительно возрос. И самое неприятное в этой ситуации, что реставраторы пока не знают, как справиться с этой напастью. Однако Михаил Швыдкой твердо пообещал журналистам, что выход обязательно будет найден (скорее всего, будут созданы дополнительные укрепляющие пояса, которые стянут стены Большого) и причем не позднее, чем через два-три месяца. Только после этого строители завершат устройство подземных сооружений (строительство "стены в грунте" и задавливание большого количество свай), проложат инженерные коммуникации и установят новое технологическое оборудование сцены, а реставраторы наконец-то примутся за фасады и интерьеры, деревянные конструкции зрительного зала, парадных фойе и царской ложи. Правда, как дополнительные работы повлияют на ход реконструкции в целом, пока не очень понятно. И хотя Михаил Швыдкой клятвенно пообещал журналистам, что бюджет не изменится (11,7 миллиарда рублей чиновник назвал "предельно компромиссной" суммой, которая пересмотру уже не подлежит), но верится в это с трудом. Впрочем, если принять за отправную точку именно неизменность бюджета (слишком уж это, по словам Швыдкого, "вещь серьезная"), можно предположить, что выделяемые средства просто будут перераспределены и "оборонительные пояса" "съедят" деньги, ранее предназначавшиеся, скажем, на ультрасовременное оборудование сцены или постановки Большого. Кстати, генеральный директор ГАБТа Анатолий Иксанов сообщил журналистам, что от одного спектакля театру уже пришлось отказаться. А Михаил Швыдкой, в свою очередь, признался: "Проще и дешевле было бы все заменить новоделом". Правда, тут же оговорился: "Но перед нами стоят две задачи - восстановить и сохранить памятник и сделать театр удобным для труппы. И ни одна из этих задач не может считаться приоритетной".