От форумов до барокко: открываем христианский Рим
Начало прогулки: 09:30
Длительность: 5 дней
Место встречи: Откроется после записи, если вы находитесь не в резервном списке
Стоимость: €1,600.00
С 07 по 10 мая 2025 годла (Заезд 06 мая) мы маленькой компанией отправляемся в Рим, чтобы вместе с итальянским гидом и лектором Яной Акуловой исследовать колыбель европейского христианства. Как известно, в I веке сюда с проповедью и новым словом пришли апостолы Петр и Павел за что были казнены. Именно здесь в самые первые годы после миланского эдикта, провозгласившего религиозную терпимость в Римской империи, была построена церковь Иоанна Латеранского, на которой при входе написаны слова «Мать всех церквей Рима и мира». И по сей день в Риме хранятся важные христианские реликвии, здесь же расположен Ватикан – отдельное государство Римского папы. И именно здесь в течение четырех дней мы станем изучать историю христианства. При этом данное путешествие будет интересно не паломникам, а, скорее, тем, кто хочет больше узнать о корнях европейской культуры. И кстати, не забывайте, что римские церкви – это настоящая сокровищница мировой художественной культуры, столько шедевров, сколько здесь, вы, пожалуй, не увидите более нигде.
Наша программа
06 мая 2025 года.
В течение всего дня прибытие в Рим и заселение в отель в окрестности вокзала Термини. Свободное время.
07 мая. Появление христианства
В этот день поговорим об истории христианства в Риме и побываем в уникальных церквях, что были задуманы и построены в самые первые века разрешенного христианства. Мы увидим уникальные мозаики и потрясающие произведения искусства, узнаем историю христианства в эпоху имперского запрета и неожиданно окажемся в алтаре бога Митры, что покоится под многими раннехристианскими церквями. Поговорим о разных интересных сюжетах библейской истории.
Что мы увидим в этот день?
10.00 – 13.30 – Форумы. Попытаемся разобраться, как римская империя из язычества переходит в христианство. Начнем мы нашу историю с Форума Траяна. Строительство этого архитектурного памятника началось в 106 году, вскоре после победы императора Траяна над Дакией, форум возведен как раз в честь этого события, окончилось 1 января 112 года. Форум Траяна считается последним императорским форумом, созданным в Риме. И по мнению искусствоведов – это самый красивый комплекс. Даже сами его масштабы поражают – он занимает столько же места, как и все императорские форумы, созданные до Траяна (форумы Августа, Нервы и Цезаря).
Также мы зайдём в одну из самых древних церквей Santa Maria Antiqua. Церковь Девы Марии расположена на южной стороне Римского форума и известна своим ансамблем раннесредневековой стенописи, который не имеет себе равных в Риме по степени полноты и сохранности. О её существовании впервые стало известно в 1701 г., а первые планомерные раскопки были произведены в 1901 г. под руководством Джакомо Бони.
13.30 – 15.00 – обед.
15.30 – 17.30 – базилика св. Климента. Еще одним местом, куда мы отправимся в этот день, станет церковь св. Климента. Это одна из самых необычных и интересных церквей Рима, здесь не только находятся мощи почитаемых христианских святых и шедевры искусства, но и переплетаются эпохи: I, II, IV и XII век. Почему так получилось, узнаете сразу как войдете. В 19 веке при укреплении стен, строители случайно наткнулись на античные своды, которые служили опорой для стен, и стало ясно, что раннехристианская церковь, которую до того момента искали по всему городу, все это время находилась здесь. Начались обширные раскопки: найдена была не только сама церковь 4 века, но и римский дом 2 века, и монетный двор 1 века.
Церковь св. Климента находится практически рядом с Колизеем. И это повод взглянуть на него и поговорить об истории места.
Еще одна точка притяжения этого дня – базилика св. Козьмы и Дамиана. Она стала первым местом христианского культа в районе Римского форума. Мозаика апсиды, сохранилась до сих пор в отличном состоянии и считается одной из важных в истории искусства. Важной частью духовной жизни собора было почитание Девы Марии и это плавно подводит нас к теме второго дня.
Но пока нас ждет отдых, обмен впечатлениями и осознание уже увиденного.
08 мая. Культ Мадонны
Образ Богоматери в западном мире почитается очень высоко, и именно он и его отображение в христианском искусстве станет нашей темой. Вообще в Риме порядка 80 храмов с посвящением Богоматери. Но прежде всего, это конечно, храм Санта-Мария-Маджоре – католическая церковь на Эсквилинском холме в Риме, одна из четырёх папских базилик, имеющая титул Великой базилики. Потолок и стены церкви украшены мозаиками, повествующими о Рождестве и жизни Христа. Также сохранились и великолепные мозаики с ветхозаветными сюжетами, относящиеся еще ко времени строительства храма (4 – 5 века). Потолок покрыт золотом, которое было первым привезено из Америки на кораблях Колумба, а мраморный пол состоит из плит различных цветов, образующих причудливые формы в виде различных геометрических фигур. Но главные сокровища скрыты дальше и любопытному взгляду не сразу заметны.
Следующий наш пункт – Санта-Мария-ин-Арачели, старинная базилика, которая выделяется невероятной красотой внутреннего убранства, скрывающейся за простым и суровым фасадом. Традиционно считается, что Санта-Мария-ин-Арачели основана в VI в. Григорием Великим (папой Григорием I), который в 590 г. — год своего восшествия на Святой Престол, мог её освятить, но точных сведений об этом нет. Затем храм, скорей всего, был разрушен во время землетрясения 847 года и много позже перестроен уже при францисканцах. К самому же храму ведет монументальная лестница. Она появилась в 1348 году и стала подарком от жителей города, которые сами собрали средства и материалы для её строительства. Считается, что именно чудотворная икона Мадонна Арачели спасла Рим от бубонной чумы 1346–1353 гг., которая стала самой смертоносной пандемией в истории человечества, забравшей около 200 млн. жизней.
Храм святой Пракседы находится в Риме на холме Эсквилин, неподалёку от главной раннехристианской святыни – базилики Санта Мария Маджоре. В первые века римской истории эти места действительно были связаны с жизнью семьи сенатора Пуда, который стал учеником апостола Павла, и из которой происходили две раннехристианские святые, сестры Пракседа и Пуденциана. Сама же существующая базилика была построена в 9 веке папой Пасхалием I. Именно он принял в Риме греческих монахов, бежавших из Византии от второй волны иконоборчества. Благодаря этому, многие римские базилики были украшены богатой мозаикой, а сам папа увековечен в мозаиках сразу трёх храмов — Санта-Прасседе, Санта-Чечилия-ин-Трастевере и Санта-Мария-ин-Домника.
В храме святой Пракседы византийские мастера выполнили мозаики апсиды и пресбитерия (цикл на мотивы Апокалипсиса), а также капеллы святого Зенона, предназначенной для захоронения Феодоры, матери Пасхалия I. Эта капелла за исключительную красоту мозаики получила от современников название «райского сада».
Вторую половину дня мы с вами посвятим Галерее Дориа-Памфили. Первый небольшой дворец был построен на этом месте в середине пятнадцатого века для кардинала Николо Аччапаччи. Затем в 1601 году он перешёл к кардиналу Пьетро Альдобрандини. И наконец в 1647 году его передали семье Памфили в качестве приданого Олимпии Альдобрандини невесты Камилло Памфили. По заказу последнего в 1659 году дворец был перестроен под руководством таких мастеров как Карло Мадерно, Антонио дель Гранде, а затем Карло Фонтана и Габриэле Вальвассори. Огромная коллекция картин, мебели и статуй Галереи Дориа Памфилий, которая собиралась более 500 лет выставлена в четырех крыльях здания, окружающих внутренний двор палаццо. Здесь представлены работы Караваджо, Тициана, Рафаэля, старых фламандских мастеров и многое другое.
09 мая. Образ Иисуса
Этот день будет посвящен образу Иисуса и тому, как он менялся от века к веку. Напомним, что Рим – это место, где хранятся такие важные христианские святыни как Иерусалимский Крест, Святая Лестница, шипы тернового венца.
Утром мы отправимся в музеи Ватикана, которые не нуждаются в отдельном представлении. А после обеда посетим Латеранский комплекс. Это ансамбль церковных построек в Риме, который принадлежит Ватикану и пользуется правом экстерриториальности в соответствии с Латеранскими соглашениями 1929 г. Состоит из базилики Сан-Джованни-ин-Латерано, баптистерия Сан-Джованни-ин-Фонте, Латеранского дворца и здания, возведенного для размещения Священной лестницы и капеллы Санкта-Санкторум.
Латеранская базилика. В 312 году император Константин Великий подарил Латеранский дворец, находившийся в его собственности, римскому епископу. И тогда же повелел пристроить к новой епископской резиденции церковь. 9 ноября 318 года (по иным данным в 324 году) папа освятил вновь построенную базилику в честь Христа Спасителя, в качестве символа торжества новой веры. Сегодня это главный католический кафедральный собор. Он неоднократно перестраивался. Так, в 1646—1650 годах Латеранскую базилику, получившую название Сан Джованни (Святого Иоанна) перестраивал выдающийся архитектор римского барокко Франческо Борромини. Он сохранил нижнюю часть стен и уникальные полы. В табернаклях нефа установили огромные статуи двенадцати апостолов, выполненные учениками Дж. Л. Бернини. Фасад храма с главной, восточной стороны оформил в палладианском стиле в 1732—1735 годах архитектор Алессандро Галилей. Над огромным порталом, колоннами и пилястрами композитного ордера, увенчанными мощным карнизом, на аттике высятся семиметровые скульптурные изображения Христа Спасителя, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и двенадцать фигур Отцов (учителей) Церкви.
Церковь Святого Креста в Иерусалиме. В 324 году, когда император Константин перенёс столицу империи в Константинополь, резиденция, стоявшая здесь, стала собственностью его матери, царицы Елены и претерпела множество изменений, наиболее важным из которых было преобразование части жилого комплекса в часовню, предназначенную для хранения реликвий Креста Иисуса Христа, найденных царицей на Голгофе в Иерусалиме. Эта часовня стала ядром базилики Святого Креста, а в ее основание заложена земля, привезённая из Иерусалима. По этой причине часовню стали называть Иерусалимской. В 1930 году в левом приделе храма появилась «Капелла реликвий», также здесь, в специальном помещении базилики находится аутентичная копия Туринской плащаницы — льняное полотно размером 4,37 на 1,11 метра с воспроизведением негативного изображения Иисуса Христа в полный рост.
10 мая. Новые святые
16 – 17 век – это время барокко, стиля, зародившегося именно в Италии. Мировоззрение европейцев изменилось. По словам Блеза Паскаля, он уже ощущал себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца». Этот конфликт между разумом и чувствами отразился в живописи и архитектуре. На смену гармоничному и симметричному искусству Ренессанса пришло экспрессивное и чрезмерное барокко. Важной фигурой барочной архитектуры был итальянский архитектор Карло Мадерно, который спроектировал фасад базилики Святого Петра в Ватикане. Оптические иллюзии, пышность и торжественность, новые идеалы – все это мы увидим в этот день.
Церковь Иль-Джезу (церковь святого имени Иисуса) – соборная церковь ордена иезуитов, в которой похоронен его основатель – Игнатий Лойола. Одна из самых известных церквей Рима, она находится на небольшой одноимённой площади в центре города. Сам храм построен в 1568-1584 годах в духе маньеризма, довольно близко предвещавшем уже эстетику барокко. Фасад разработали архитекторы Джакомо Виньола и Джакомо делла Порта (ученик Виньолы и Микеланджело). Фактически это уже можно назвать ранним римским барокко, стиля, который позднее, после постановлений Тридентского собора, стали именовать «стилем контрреформации», «стилем иезуитов», или «трентино».
Ну а интерьеры создавались позже. Основная тема: триумф католической церкви эпохи Контрреформации, выражена в богатстве убранства и колористическом решении — росписях, статуях, вызолоченных рельефных орнаментах, разноцветных мраморах. Главным шедевром потолка является центральная фреска Джованни Баттиста Гаулли по прозвищу Иль Бачичча, изображенная в период между 1672 и 1683 годами. На фреске изображен триумф имени Иисуса с монограммой IHS во славе, окруженной небесным хозяином. Кажется, что эти фигуры пробиваются сквозь потолок, когда они выходят из центральной панели и наплывают на окружающие его позолоченные штукатурные украшения.
Церкви Иль-Джезу наследует и другая церковь иезуитов — Сант-Иньяцио, посвящённая основателю ордена Святому Игнатию. Фактически обе эти церкви стали каноническими образцами. Строительные работы начались в 1626 году на средства кардинала Людовико Людовизи, племянника папы Григория XV. Проект разработал архитектор Карло Мадерна под руководством архитектора и математика, профессора коллегиума иезуитов Орацио Грасси.
Самое знаменитое произведение церкви и шедевр искусства барокко — роспись «перспективного плафона», осуществлённая архитектором и живописцем, членом ордена иезуитов Андреа Поццо в 1691—1694 годах: «Апофеоз Святого Игнатия». Искусство барокко открыло жанр перспективных плафонных росписей, известных под оригинальным названием (итал. pittura di sotto in sù — «живопись под потолок», или «снизу вверх»). «Перспективные» росписи с иллюзией невероятного пространства позволяли устранять материальные ограничения: зрительно «прорывать» плоскость стены или потолка, игнорировать обрамления, конструктивные членения архитектуры либо создавать из них новые, иллюзорные.
«Экстаз святой Терезы Авильской» — алтарная скульптурная группа в капелле Корнаро римской церкви Санта-Мария-делла-Виттория, созданная в 1645—1652 годах выдающимся скульптором итальянского барокко Джованни Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро. Данное творение является одной из самых уникальных работ в карьере Бернини, поскольку представляет собой сложнейший ансамбль скульптуры, живописи, декора, архитектуры и естественного света, все вместе они и создают единое целое. Здесь присутствует и семья Корнаро, их скульптуры смотрят на сцену сбоку, создавая тем самым дополнительный театральный эффект. Историк искусства Роберт Петерссон пишет, что часовня достигает «единого, подавляющего эффекта, от небесной сферы наверху через святое и мирское (включая нас) прямо до зоны смерти внизу».
А после обеда нас ждет палаццо Барберини. Это выдающийся памятник архитектуры римского барокко, в котором в настоящее время размещается Национальная галерея старинного искусства и Итальянский институт нумизматики. Здесь выставлены коллекции фарфора, антикварная мебель, а также полотна великих художников: Караваджо, Рафаэля, Тициана и многих других. И именно сюда мы отправимся, чтобы разобраться как религиозная живопись выходит на стены церквей и что с ней происходит.
Как добраться?
Обратите внимание, пожалуйста, что билеты вы приобретаете самостоятельно! Если у вас отсутствует возможность приобретения авиабилетов и билетов на поезда за пределами РФ – наша компания, с удовольствием займется разработкой вашего путешествия и приобретением для вас необходимых билетов.
Туда (вариативно):
Рекомендуемые рейсы: через Ереван в Рим авиакомпанией Wizz Air 06 мая 2025 года:
Обратно (вариативно) любой рейс из Рима 10 мая 2025 года после 19:00 или мы вам поможем продлить ваше пребывание Риме.
В стоимость поездки входят:
- ежедневные авторские экскурсионные программы Яны Акуловой;
- проживание в центре Рима (при выборе тура с проживанием, в Hotel Igea c 06.05.2025 года по 10.05.2025 года)
- завтраки и обеды 07-10.05.2025
- билеты на общественный транспорт на все время путешествия CIS (carta integrata settimanale)
- входные билеты на Форумы, музеи Ватикана, палаццо Барберини и Галерею Дориа-Памфили
- радиогиды;
- услуги по организации и сопровождению поездки.
В стоимость путешествия не входят и оплачиваются дополнительно:
- Сувенирная продукция и разрешение на фотосъемку
- Билеты по маршруту Москва-Рим-Москва. При необходимости составляем и бронируем маршрут путешествия
Подробная программа, условия оплаты и прочее придут вам на почту после записи. Формирование группы будет осуществляться до 08 марта 2025 года. Стоимость указана за одноместное размещение в группе от 8 до 10 человек. Чтобы выбрать двухместное размещение, выбирайте «льготный билет». Чтобы выбрать программу без размещения (если вам есть где остановиться), выбирайте «детский билет». Полная раскладка по стоимости приходит вам после записи на указанную электронную почту.
Вопросы, связанные с этой экскурсией, вы сможете задать организатору этой поездки Александру Сухову по электронной почте s@kotoroy.net или по телефону 8-977-301-4707 в будни с 10.00 до 19.00.