Школа французской кулинарии и современной пьесы
Много лет я путешествую с МКН и как же мне нравится это занятие! За это время как много я узнала от замечательных гидов, можно сказать, заново открыла для себя Москву. К сожалению, в период эпидемии приходится сокращать общение и поездки, зато как приятно пересматривать заметки и фотографии и проходить любимыми маршрутами вновь и вновь.
Одна из незабываемых прогулок — это посещение театра «Школа современной пьесы», работающего в здании знаменитого в прошлом ресторана «Эрмитаж». Наше путешествие началось на окрестных улицах - прошлись по Кузнецкому мосту, Неглинной, Трубной. Как похорошели здесь дома, как стало просторно и чисто! Этими шикарными зданиями, где до революции размещались банки, дорогие магазины, конторы иностранных фирм, в основном и владели посетители модного ресторана «Эрмитаж». Отреставрированное после пожара, здание театра встретило нас знаменитой беломраморной лестницей, восстановленной уникальной лепниной, росписями стен и белым колонным залом, в котором заказывались такие обеды, какие делал Оливье на заре своей карьеры в особняках у вельмож. Об «Эрмитаже» подробно написал Гиляровский в книге «Москва и москвичи», в главе «На Трубе». Но и у других авторов можно много прочитать о нем. Он считался одним из лучших в Москве и славился собственными традициями. Здесь проводились ежемесячные «профессорские» обеды, собирались учёные — Столетов, Тимирязев, Сеченов, Сербский; композиторы — Рубинштейн, Чайковский, Римский-Корсаков, художники — Репин, Васнецов, писатели — Достоевский, Чехов, Аксаков, Глеб Успенский. Эти обеды стали «собирательным центром» общественной жизни по выражению Тимирязева. Другим развеселым обрядом был Татьянин день — 25 января.
Кстати, неслучайно наша прогулка проходила 30 января, эта дата очень близкая к дню праздника. В 1899 году Л. Толстой выступил со статьей « Праздник просвещения», где резко осудил эту студенческую традицию. Часто состоятельные москвичи отмечали здесь свадьбы. В 1877 году здесь праздновалась свадьба П.И. Чайковского. В ходе экскурсии специально для нас открыли великолепный белый зал, где происходила свадьба, и рассказали о неудавшейся попытке композитора создать семью. Многие факты стали для меня настоящим открытием.. Здесь гуляла свадьбу ещё одна легендарная пара — Михаил Абрамович Морозов и красавица Маргарита Морозова. Особенно часто снимали этот зал московские иностранцы, чествовавшие своих приезжих знатных земляков. Здесь же они встречали Новый год и праздновали немецкую масленицу. В этом зале мы услышали такие знакомые по другим прогулкам фамилии — Кнопп, Прове, Иокиш, Феррейн, Пло, Эйнем и др. Гиляровский пишет: «Особенно же славились ужины, на которые съезжалась кутящая Москва после спектаклей. Залы наполняли фраки, смокинги, мундиры и дамы в открытых платьях, сверкавших бриллиантами. Оркестр гремел на хорах, шампанское рекой. Кабинеты переполнены. Номера свиданий торговали вовсю. Кого-кого там не перебывало! И все держалось в секрете, полиция не мешалась в это дело — ещё на начальство там наткнёшься!». Настоящей напастью ресторана были самоубийцы. Считалось особым шиком свести счёты с жизнью здесь, в обстановке роскоши и попасть в городские хроники. Об этом, видимо, напоминает скелет, встречающий посетителей в холле театра. Скажу по секрету, здесь от театрального гида вы услышите такие театральные байки, которые не услышите нигде! Эту традицию установил главный режиссёр театра — Иосиф Райхельгауз, у которого даже есть передача на «Эхе Москвы» — «Иосиф и его байки». Нас провели в кабинет главного режиссёра, показали и неказистую советскую скамейку, украшенную подписями ведущих актеров. После осмотра разнообразных помещений театра можно посетить театральный буфет — бывшую ресторанную буфетную, откуда легендарный салат оливье подавали в главный банкетный зал. О знаменитом салате, покорившем сердца и желудки москвичей и сохранившем популярность и сегодня, знает каждый. Он так любим, что современные художники посвящают ему картины – например, картина Ялтинской художницы Анжелы Джерих «Лев Толстой и оливье» остроумно показывает связь времён, изменение рецептуры салата и его продвижение в народ.
Всем советую побывать на этой необычной прогулке, которая напомнила мне стихотворение С. Соловьева, необыкновенно точно передающее аромат времени и прелесть этого уголка Москвы:
Я вижу вас опять, знакомые места
Веселых праздников, однообразных буден.
Уж наступил июль. Москва давно пуста,
И сам Кузнецкий Мост притих и стал безлюден.
Как это всё иным казалось в феврале:
И Вольф, и Теодор, и Шанкс, и Дациаро,
И ты, свидетель тайн, наперсник мой Ралле,
Кого не в первый раз поет моя кифара.
Я замедляю шаг, в невольном забытье:
У памятника, здесь, на месте этом самом…
Но, овладев собой, иду к Готье,
Где в самый зной свежо и пахнет книжным хламом.
<...>
Где ты теперь, богиня этих мест?Встают, как наяву, в моих бессонных грезах
Твой взор задумчивый и твой пластичный жест,
Пушистое боа и шляпа в мелких розах.
Ты примешь ли опять влюбленные стихи,
Которые от всех я так ревниво прячу,
И марципанные конфеты, и духи,
И розы алые, и жизнь мою в придачу?
Ольга Борисовна
На сайте представлены 12 фотографий.