Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2024

Главки, изразцы и дыньки

Мне посчастливилось посетить с гидом Марией Галкиной выдающийся памятник древнерусского зодчества и милый каждой русской душе храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву! При посещении таких объектов трудно переоценить роль грамотного и увлечённого гида-рассказчика, прекрасного специалиста, который погрузит в историю, обратит внимание на незаметные детали, расскажет легенды и байки, а то ведь всегда кажется, что уж об этом храме мы знаем все! 

Внутри храма мы мгновенно перенеслись в московское средневековье: мощные кирпичные стены, тесные полутёмные храмы-приделы, переходы, порожки, высокие каменные ступени, галерея и крутая узкая винтовая лестница на второй ярус — все подлинное и все говорит об эпохе Ивана Грозного!

Мария подробно рассмотрела с нами архитектурную структуру храма. Это соцветие из девяти храмов-приделов, каждый из которых посвящен праздникам или святым, память которых отмечалась в период Казанского взятия. Сама Казань была взята русским войском 1 (14) октября 1552 года в праздник Покрова, потому главный престол собора посвящён этому празднику. Другие восемь храмов, соединенные между собой узкими темными переходами и галереей, будто кружатся вокруг главного придела и посвящены другим святым и праздникам. Например, придел Александра Свирского, Варлама Хутынского, Николая Чудотворца, св.Троицы и т.д. Заметно, что архитектура собора включила в себя элементы восточной архитектуры, а именно детали оформления главной Казанской мечети Кул-Шариф. Несомненно, что создатели храма видели Казань и ее памятники. 

У стен Покровского собора был похоронен знаменитый московский юродивый — Василий Блаженный — и только в 1588 году над его могилой возвели посвящённый ему храм, чудесным образом давший имя всему собору! Этот маленький придел сегодня венчает единственная трехцветная главка, чтобы отличался от других, а я и не слышала раньше об этом! Впервые услышала на экскурсии, что при Иване Грозном храм был красно-белого цвета, и только в период правления царя Федора были оформлены затейливые разноцветные фигурные главки, подобные современным. Макет храма в его первоначальном облике мы увидели внутри собора. 

Ещё интересный факт: в XVII веке в подклети собора были перенесены четырнадцать упразднённых церквей, стоявших по соседству «на Рву» и на Красной площади. Меня поразил рассказ о традиционном чине «хождения на осляти», совершавшемся в Вербное воскресенье из Успенского собора Кремля к храму, который считался в Москве символом Горнего Иерусалима. И вот патриарх восседал на лошади, убранной маской ослика, а лошадь вёл сам царь, что было символом смирения земного царя перед Небесным. Праздничное шествие медленно двигалось из Кремля по парадной дорожке, а москвичи бросали под ноги «осляти» вербу. Так народ каждую весну мог своими глазами наблюдать в Москве вход Господень в Иерусалим, и это представление было доступно каждому и обладало огромным воспитательным и эстетическим эффектом! А какой великолепный вид на собор был учтён при создании Воскресенских ворот при входе на Красную площадь! Пять веков назад эту картинку видели послы, купцы, любые гости города, и веками этот вид остается неизменным! Мария Галкина не забывала постоянно напоминать нам об ином, средневековом менталитете москвичей, об их незыблемой вере и убеждениях, а также помогала рассмотреть и понять архитектурное и метафизическое чудо храма. Он был основан по царскому, человеческому плану, а выстроен, несомненно, по Божественному.

Кажется, сам св. Василий — ангел всей Красной площади — распростёр над нами крылья во время этой экскурсии. Под сенью этих крыльев вечно цветет на краю площади этот собор, подобный великолепной московской Розе.

Ольга Борисовна

На сайте представлены 10 фотографий.

комментарии