Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2024

Спасение души в пермской глуши

"До бога высоко, до царя далеко" - так говорят, когда неоткуда ждать помощи. Но иногда это "далеко" оказывается во благо, что подтверждает выставка "От иконы к авангарду" в Новой Третьяковке.

С XVI века Россия активно колонизировала Урал и Сибирь. Управлять огромными территориями напрямую из столицы было сложно, и в 1558 году Иван Грозный пожаловал 3,5 млн десятин «пустынных земель» купцам Строгановым.

Строгановы строили крепости, развивали земледелие, производство соли и металлов, давали царям деньги на военные нужды, а в благодарность получали дворянские титулы и новые поместья - к 1715 году их владения удвоились. Фактически именно Строгановы, а не московские властители были хозяевами Урала и Сибири.

Экскурсия от МКН позволяет оценить высочайшее по качеству "строгановское" лицевое шитье и иконопись XVII века. Вот, например, икона "Убийство царевича Димитрия" - и мы видим, как отлетает к богу душа ребенка... Стежки вышивки настолько плотные, что показать их камера телефона неспособна, надо смотреть глазами. Сколько мастерства и труда вложено, а ведь эти вышивки вешали позади иконы, где их никто не видел!

Местные племена крестили в православие, чтобы усилить их подчинение государству. Но здесь приходилось учитывать силу языческой традиции вырезать богов из дерева: под ее влиянием в храмах пермской глуши появились сотни уникальных деревянных скульптур. Их сюжеты характерны для западноевропейского барокко (Христос в темнице, распятие, ангелы), пластика максимально выразительна, а лица имеют черты коми-пермяцких народностей. Удивительно, но эти нетрадиционные религиозные образы удалось сохранить и во времена борьбы с язычеством, и при советской власти.

В 1920-е для пропаганды революционных идей среди малограмотного населения широко использовалось авангардное искусство. По специальной программе из крупных городов в провинцию отправляли картины ведущих художников. Так в Пермскую галерею попали яркие произведения Петрова-Водкина, Лентулова, Фалька, Родченко, Бурлюка и многих других авторов.

В 1930-е авангардное искусство подверглось гонениям, но снова помогла удаленность региона от властей: музей не только уберег шедевры, но и сохранил их в постоянной экспозиции. До царя далеко, а к культуре - близко!

Irina Baranchuk

На сайте представлены 11 фотографий.

комментарии