Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2019

Прогулки по Арбату. Часть первая

Как кому-то, может быть, известно, в "Архнадзоре" "Москва, которой нет"курирует оперативную секцию. И вот в минувший четверг мыс архнадзоровцами отправились осматривать территории арбатских переулков. Прогуляемся?
 
Сразу предупреждаем, что гулять придется много. Так что, частями.  
Итак, первый наш объект. Дом Н.К.Боля - К.А. Гутхейля, Денежныйпереулок, 13. Объект культурного наследия регионального значения – деревянный жилойдом. Построен в начале 19 в., перестроен в 1870-80 гг. В 1890-е гг. в этом домебывал Сергей Рахманинов. В доме находится Управление производственныхпредприятий МИД РФ. Уже несколько лет фасад обветшавшего здания затянут сеткой,здание никак не используется. В апреле 2010 года архнадзоровцы написали письмоо бедственном состоянии памятника в Москомнаследие. Получили ответ: мол, зданиев собственности РФ, пользователь ФГУП «Главное управление по обеспечениюдеятельности МИД РФ», в 2008 году оформлено охранное обязательство. И в периодс 2008 по 2010 ФГУП обязуется провести комплекс работ. А в настоящее (наапрель) время определяется предмет охраны. Вопрос находится на особом контролев Москомнаследии. Фото объекта на особом контроле ниже:
        
 
Охраняется государством, если не верите:
 
 
Рядомприметили еще один дом. Денежный переулок, 11. Дом корнета Толстого,перелицован в конце XIX века по заказу М. Грачева в пышных эклектическихформах (1815 г.;1880-е годы). Стоит в сетке…
 
 
Домпоручика Поливанова. Денежный переулок, д. 9/6.О нем мы писали не раз. Все ещепустует, но хотя бы внутри горит свет (а значит, не без присмотра).  
 
 
Переходим в Плотников переулок, 2/1. ОтветственныйЕрмишкин О. С. С 2007 года что-то тут реконструирует. Если то, что на картинке,то остается только пожелать, чтоб он реконструировал это еще лет двадцать.
 
 
Напротив дом с композицией"Парнас". Плотников переулок, д. 4
Доходный дом (1907) по проекту архитектора Н.И. Жерихова. Главнаядостопримечательность дома – знаменитый скульптурный фриз с барельефами русскихписателей в окружении муз. Согласно преданию, композиция “Парнас” былапервоначально заказана скульптору Л.С.Синаеву-Бернштейну для здания Музеяизящных искусств на Волхонке. От фриза заказчик отказался, и он был куплен длядома в Никольском (Плотниковом) переулке. В 2005 г. ремонтные работыпривели к утрате части уникальных барельефов и декора фасада. По срочной заявкеобщественности в апреле 2007 года дом был поставлен на охрану. Однакоразрушение убранства дома продолжается по сей день. Охранные обязательства сжильцами не заключены, работы по фасаду даже не запланированы! В Москомнаследиикоторый год говорят, что очень трудно работать с многоквартирными жилымидомами…
 
 
 
 
 
Городская усадьба XIX - начала XXвека. Переулок Сивцев Вражек, д. 42, стр. 1-5.Архитектурный ансамбль, созданныйпо проекту архитектора В. Ковальского, включает главный жилой дом, трихозяйственные постройки, а также садовый павильон, (1911 г., архитекторК.Ф.Буров). Павильон является выявленным объектам культурного наследия иохраняется законом. 26 августа 2008 года во дворе усадьбы появиласьстроительная техника, которая снесла одно из зданий усадьбы и почти полностьюуничтожила павильон. Как выяснилось впоследствии, у строителей было разрешениетолько на уборку мусора. В усадьбе планировалось новое строительство.Так теперь выглядит павильон идвор. Хочется задать один вопрос: зачем?  
 
 
 
Сам дом:
 
 
Следующий комплекс домов:переулок Каменная Слобода, д. 2/1, стр. 1 и 2. Комиссией по вопросамсохранения зданий в исторически сложившихся районах города подпредседательством В.И. Ресина было принято решение о сносе трех домов вовладении 2/1 по переулку Каменная слобода. На их месте планируется построить новыешестиэтажные дома для нужд причта близлежащей церкви Спаса на Песках.
Новое строительство, официально называемое «регенерацией», исказит обликСпасопесковской площади, до сих пор формируемый застройкой XVII – начала XX вв. Левое из трех приговоренных к сносу исторических строений (№1) - доходный домцеркви Спаса 1911 года, надстроенный в 1930 - 40-е гг. Исследователиквалифицировали его как «рядовой элемент исторической застройки квартала,имеющий градоформирующее значение». Правый дом владения (стр. 2), построенный вконце 19 – начала 20 вв., также принадлежал причту; сохранились фигурныйкирпичный киот на фасаде, элементы отделки интерьеров. Наиболее интересенцентральный из трех домов, также числящийся строением 2 - одноэтажнаядеревянная постройка 1837 года, также принадлежавшая причту. Кровля этого домазапечатлена В.Д.Поленовым на знаменитой картине «Московский дворик». Изначальнодля всех трех домов рекомендовалась «ограниченная трансформация с реставрациейуличного фасада», но впоследствии речь пошла об их полном сносе.
 
 
 
Вот тут вроде наметиласьположительная тенденция (но не благодаря органам охраны, а вопреки): кажется,кончились деньги. И теперь домик даже ремонтируют. Тихое ура. 
 
 
А вот дом рядом. Трубниковскийпереулок, д. 6. Вроде как доходный дом, который построили в 1914-1915 гг. попроекту архитектора К. В. Аполлонова. Но угадать его трудно, ибо «Совершенносекретно» реконструируется здание до основания…
 
 
Продолжение следует.