На данном сайте собираются метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) для функционирования сайта.. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий. Кликните «Согласен», чтобы согласиться с использованием «cookies» и больше не отображать это предупреждение.
Трудно свыкнуться с мыслью, что там, где теперь расположены офисы, сауны, фитнес-центры и элитные жилые дома каких-то сто лет назад, бывали знаменитые художники, музыканты, артисты и поэты. Вместо нынешних помпезных зданий здесь когда-то стояли небольшие деревянные двух-, трехэтажные ампирные особнячки. В одном из таких особнячков с 1904 по 1907 год жил Федор Иванович Шаляпин.
Шаляпин родился в Казани и впервые оказался в Москве в начале лета 1894-го: в театральном бюро Е.Н. Рассохиной (Георгиевский переулок, 1) он подписал контракт на выступления в Петербурге и Казани. До 1899 г. Федор Иванович жил во флигеле дома № 36 на Долгоруковской улице (не сохранился), потом около года прожил в Большом Чернышевском переулке, в доме № 9, откуда переехал в дом № 24 в Леонтьевском переулке, где и прожил до 1904 года.
Творческий подъем певца начался незадолго до 1904 года. Многочисленные партии в операх Большого театра, все разраставшаяся слава и, в то же время, счастливая семейная жизнь с Иолой Игнатьевной Торнаги (бывшей итальянской балериной), с которой они растили троих детей - Игоря, Ирину (1900г) и Лидию (1903)…
Кстати, старшую дочь Шаляпина крестил Рахманинов, близкий друг Федора Ивановича. Единственным условием, при котором Рахманинов согласился стать крестным отцом, было имя девочки. Ириной - любимым именем композитора - позже была названа и старшая дочь самого Рахманинова.
Все разрушилось в мгновение ока. В 1903 году первенец и на тот момент единственный наследник Шаляпина Игорь умер от аппендицита. Федор Иванович не находил себе места от горя, пытался даже покончить жизнь самоубийством. Смерть сына вынудила семейство покинуть квартиру в Леонтьевском переулке, где слишком многое напоминало о потере. Версий о том, как было выбрано новое жилье, немало. Самая распространенная: однажды Федор Иванович, молясь в церкви Зачатьевского женского монастыря, встретил игуменью Валентину, которая и посоветовала певцу приобрести особняк за оградой монастыря.
Еще до основания Зачатьевского, в 1360 году митрополитом Алексеем по просьбе его младших сестер, боярынь Ульяны и Юлии Бякон (принявших иноческие имена Иулианы и Евдокии) был основан монастырь Алексея Человека Божьего (первый московский женский монастырь, ставший впоследствии главенствующим над всеми женскими монастырями города). Москвичи называли его еще Зачатьевским, по имени соборной церкви Зачатия святой Анны. Монастырь этот постоянно горел и переезжал. За свою почти шестивековую историю монастырь сменил три адреса (Патриаршие пруды, Верхняя Красносельская улица, Зачатьевский переулок).
В XVII веке по воле царя Федора Иоанновича, последнего из рода Рюриковичей, на месте старого монастыря был основан новый, унаследовавший старое имя. Федор и его жена Ирина в свое время молились здесь о наследнике, и вскоре у них появилась дочь... Сейчас на месте церкви построена школа. Сохранился лишь надвратный храм, освященный во имя образа Нерукотворного Спаса - постройка конца 17 века, первых годов правления Петра I.
Существует также версия того, что Шаляпин выиграл особняк в карты. Доказательств ей, правда, нет. Скорее всего, ее выдумали уже в наше время, дабы привлечь общественное внимание, а, возможно, и в целях более выгодной продажи дома.
Федор Иванович и Иола Игнатьевна поселились в 3-м Зачатьевском переулке, в двухэтажном доме №3 сразу после его перестройки. До этого дом был трехэтажным и без флигеля. Позже, при советской власти, сам особняк, построенный в стиле модерн, и левое крыло дома снесли. В 1980-х гг. на его территории планировали построить шестиэтажный жилой дом, но… не случилось.
В том же году, 1904, у Шаляпиных родился сын Борис, ставший впоследствии известным художником.
Из работ Бориса в Москве лишь несколько портретов его отца (хранятся в музее Шаляпина). Большая же часть его работ находится в Италии и Америке, где сын певца основал несколько студий.
Борис родился в столовой на первом этаже. Старшая дочь Шаляпина, Ирина, писала позже о том, как шумно отец праздновал рождение сына. Счастливый и радостный Федор Иванович нес по широкой лестнице Иолу Игнатьевну, одетую в белое, воздушное, украшенное кружевами и лентами платье, на второй этаж. С тех пор на втором этаже мало что сохранилось. Разве что камин...
Через год появились двойняшки: Федор и Татьяна. Растущая семья требовала немалых средств, большая часть которых уходила на образование детей. Шаляпин, помня свое почти нищее детство, хотел, чтобы его дети ни в чем не нуждались. Он много работал, нередко отказывая себе в отдыхе. Между тем, у него всегда хватало времени и сил на игры с детьми, для которых общение с отцом было настоящим праздником.
В доме всегда было многолюдно и шумно не только из-за пятерых детей, но и из-за огромного количества друзей и просто знакомых, постоянно бывавших в гостеприимном доме. Шаляпины часто устраивали званые обеды: столы, усыпанные пармскими фиалками, карточки приглашенных около каждого прибора - немного официальности в этой семейной обстановке. Здесь бывали: художник К. А. Коровин и тенор В. Н. Сабанин (шаферы невесты на свадьбе Шаляпиных); Рахманиновы - близкие друзья с лета 1898г.; В. А. Серов, написавший несколько портретов не только Шаляпина, но и членов его семьи (знаменитый портрет Шаляпина в полный рост, выполненный карандашом, сейчас находится в Третьяковской галерее).
Серов когда был в хорошем настроении, любил показывать маленькие сценки московского быта. Однажды Серов оседлал стул и, преобразившись в извозчика на козлах, обратился к Шаляпину: "Прокатитесь? Шесть рубликов-с!"
Дом был полон даже когда сам певец работал или уезжал из города. Гости охотно играли с детьми, беседовали с Иолой Игнатьевной. Серов, например, рисовал детям птиц (особенно любил ворон), а однажды принес модную в то время куклу би-ба-бо и показал детям маленький спектакль, который они запомнили на всю жизнь…
В 1907 году Шаляпины переехали в дом на Новинском бульваре. Дальнейшая история дома №3 известна лишь по обрывкам воспоминаний. Так, например, спустя десять лет, в Зачатьевском жила Анна Ахматова. Об этом свидетельствует ее стихотворение "Третий Зачатьевский"… . Еще позже сын Федора Ивановича, Федор Федорович завещал семейное имение Центру им. Ф. И. Шаляпина.
Годы в Зачатьевском переулке - один из самых счастливых периодов в жизни Ф. И. Шаляпина. Благополучная семья, любимая работа, успокоившаяся после смерти Игоря душа…. Все это до сих пор хранит в себе 3-й дом в Зачатьевском переулке. Только вот долго ли нам осталось им любоваться?
В 2000 г. власти Москвы продали дом (по цене, равнозначной стоимости однокомнатной квартиры) частной компании, которая собиралась после перестройки здания сдавать помещения под офисы. Тогда же сотрудники Культурного фонда Шаляпина нашли инвестора - известного мецената барона Эдуарда Фальц-Фейна. Потребовались документы, Арбитражный суд г. Москвы встал на сторону частной компании. И теперь в Зачатьевском появится еще одна непонятная постройка, приспособленная под нужды современников. А один из немногих сохранившихся домов, где жил Шаляпин, исчезнет без следа. Сегодня в Москве их всего два - в Зачатьевском и отреставрированный дом №113 на Новинском бульваре.
Пока же деревянный дом и вовсе стоит без присмотра.
В 2015 году у истории неожиданно появилось продолжение. За это время многое поменялось, на объект пришел собственник, собравшийся все же отреставрировать многострадальный дом (на сегодняшний день, он чуть ли не единственный подлинный в 3-м Зачатьевском переулке). Но... реставрации дома теперь мешает бывшая щитовая, которая внезапно обрела хозяина.