Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2024

Чистопрудный бульвар, д. 11. Дом Витали

05-го Ноября 2003
«На Чистых прудах живет у нас в своем эстетически убранном доме художник, которого имя звучит по-итальянски, но который воспитанием, языком, сюжетами своих произведений принадлежит России. По статуям и бюстам, населяющим двор его, вы легко отгадаете, что это жилище ваятеля».*
Выдающийся мастер декоративной скульптуры середины XIX века, талантливый портретист Иван Витали отдал Москве более 20 лет своей жизни.
Юный лепщик Пьетро Витали приехал в Россию из солнечной Италии и обосновался в суровом и величественном Петербурге. Здесь у него родился сын Джованни. Работающий в мастерских Академии художеств отец часто брал с собой Джованни. Подросток наблюдал за искусством художников и скульпторов и в какой-то момент решил попробовать свои силы. Дарование Витали-младшего было оценено столь высоко, что резчик по мрамору, великий Августино Трискорни взял его к себе в ученики. В мастерскую Трискорни поступали весьма разноплановые заказы: на изготовление памятников, каминов, ваз, бюстов, декоративной скульптуры. Будущему скульптору поневоле пришлось освоить навыки лепщика, чеканщика и мраморщика.
Чистопрудный бульвар начала XX века. Открытка
Чистопрудный бульвар начала XX века. Открытка
В возрасте 24-х лет Иван-Джованни отправляется в Москву, чтобы возглавить тамошнее отделение мастерской Трискорни. Именно тогда приобретенные умения оказали Ивану Витали добрую службу: как никто другой он умел чувствовать фактуру материала и угадывать сущность замыслов архитекторов. Довольно быстро он становится известным и востребованным, в 1820-м (через два года после приезда в Москву) Витали получает заказ на изготовление скульптур для зданий Опекунского Совета. После работ для Технического училища в 1829-м, талант скульптура замечает главный архитектор Москвы – Осип Иванович Бове. Он вовлекает Ивана Петровича в работу по созданию скульптурного оформления Триумфальной арки. Москва признала Витали: свидетельством тому восторженные отзывы современников.
Достоверно известны два московских адреса скульптора: Кузнецкий мост, 20, и Чистопрудный бульвар, 11. Именно в мастерской Витали Пушкин встретился с Брюлловым. Карл Брюллов, вернувшийся в Москву из-за границы, позировал Витали. Дабы развлечь художника, ему читали вслух различные литературные произведения. Только так оказалось возможным заставить его неподвижно стоять много часов кряду. Одновременно его портрет писал глава московской художественной школы Василий Тропинин. Собрание такого «созвездия» было неудивительным для Витали. Дом, чей хозяин неизменно приветлив и отзывчив, всегда полон гостей.
Брюллов позже порекомендует взять Витали на работы по Исаакиевскому собору.
За скульптурный бюст, которому, как говорят, сам Брюллов придал завершающие штрихи, Витали получил звание неклассного художника. Брюллов и Витали подружились. В 1830 годы они вместе с Тропининым принимали активное участие в деятельности Художественного класса. В него попадали те, кто не имел возможности учиться в Академии художеств. Чаще всего это были крепостные художники. Обучение их затягивалось на восемь-десять лет, потому что ученикам приходилось, помимо прочего, еще и зарабатывать на жизнь. Кроме того, в любой момент их мог вернуть помещик. Витали сотоварищи делали все возможное, чтобы помочь своим питомцам выкупиться.
Витали сблизился с опальным декабристом Михаилом Орловым. Они собирали для учеников коллекцию гипсовых слепков и гравюр. Многочисленные экспонаты складировались в доме на Чистых Прудах. Вскоре дом скульптора стал своеобразным музеем, где хранились полотна русских и итальянских художников, многочисленные статуи. Вечерами здесь собирались художники, писатели, поэты. Жаркие дебаты об искусстве, обсуждения новых литературных произведений – дом наверняка привлекал внимание тайной полиции. Но Ивана Петровича вряд ли можно было обвинить в революционных настроениях.
В 1835 году, опять же по просьбе Бове, что занялся Театральной площадью, Витали проектирует и сооружает один из красивейших фонтанов Европы. «Изваял и в металл произвел Иван Витали. Москва. 1835 год» - эту надпись до сих пор можно отыскать в одном из уголков фонтана.
Среди простых москвичей того времени Витали, как ни странно, был больше известен не как скульптор, а именно как создатель фонтана с амурчиками. Амурчики на самом деле четыре музы: Поэзия, Трагедия, Комедия и Музыка.
Московский период в жизни Витали закончился в 1841 году. Прославленный мастер вернулся на родину, в Петербург. Он получил заказ на скульптурное оформление Исаакиевского собора. Более трехсот статуй и рельефов, пластическое убранство, композиции двух фронтонов и более четырнадцати лет жизни. Завершенным свое последнее творение Иван Петрович так и не увидел – он умер в 1855 году, финальные работы велись уже без него…
А так выглядит дом Витали сейчас
А так выглядит дом Витали сейчас
Посмотреть на дом Витали можно и сейчас. Формально он продолжает существовать в глубине двора по Чистопрудному бульвару, 11. При обследовании памятника в 1995 году выяснилось, что в доме сохранились пять сводчатых помещений петровского времени и остатки декора в нарышкинском стиле. По словам специалистов института «Спецпроектреставрация», все необходимые работы по восстановлению были проведены. Одновременно с этим, коммерческий банк, получивший здание во владение, надстроил дом тремя этажами. Меньше всего получившееся в итоге аккуратное жилое здание напоминает памятник архитектуры, памятник великому скульптору, что так любил Москву.
* - Из журнала «Москвитянин», XIX век.