«Не подлежит сомнению тот факт, что люди, замышляющие переворот в России, подвергались неминуемой потере всех преимуществ, какими пользовались вследствие положения своего в обществе. Лишь пламенная любовь к отечеству и желание возвеличить его, доставив ему все блага свободы, могут объяснить готовность пожертвовать собой и своей будущностью».
П. Н. Свистунов


Дом в Гагаринском был построен после пожара Москвы, в 1820-м году. Деревянный особняк принадлежал князю Гагарину, женатому на известной трагической актрисе Екатерине Семеновой. «Самое пылкое воображение живописца не могло бы придумать прекраснейшего идеала женской красоты для трагических ролей. И при этом голос чистый, звучный, приятный, при малейшем одушевлении страстей потрясающий все фибры человеческого сердца». В Москву актриса, талантом которой восхищался Александр Пушкин, переехала в 1826 году. В возрасте 30 лет Семенова навсегда покинула сцену, осела в Москве, где навещали ее Пушкин, Аксаков, Надеждин и другие.

Гостями особняка в Гагаринском были и возвратившиеся из ссылки декабристы М. И. Муравьев-Апостол, М. А. Бестужев, А. Е. Розен. Кстати, и Суриков мог навещать хозяина этого дома. В 1878 году он женился на внучке Петра Николаевича Елизавете Шаре. Именно с нее он писал образ старшей дочери Меншикова для картины «Меншиков в Березове».
А за несколько лет до революции в скромном особняке поселился «производитель работ» (прораб) по строительству Казанского вокзала, будущих «дверей на Восток» архитектор Алексей Викторович Щусев. Здесь автор Мавзолея, Казанского вокзала, соавтор гостиницы «Москва» и т.д., прожил до 1947 года, тогда же была оборудована при доме небольшая мастерская.
В начале 2000-х годов в доме находилась контора, предоставляющая услуги ксерокопирования. Интерьеры старого дома сохранили многие антикварные детали времен Свистунова. Старые печи, двери, эклектичная псевдоготическая лепнина на потолках и стенах комнат. Но самой трогательной, именно старомосковской деталью была застекленная терраса, выходящая во двор. Сам двор давно застроен жилыми домами, только растущий под окнами жасмин напоминал о тех временах, когда эта улица была полусельской московской провинцией, переулками которой коровы ежеутренне ходили пастись на Девичье поле.

Теперь дом одет в леса, терраса разобрана, идет весьма долгая реставрация, совмещенная со строительством современного офисного здания, примыкающего к особняку со двора. Было несколько версий того, что получится в итоге. Первоначально работы должны были быть закончены в 2004 году, но почти весь год дом стоял заброшенным. С тех пор сменился инвестор, было проведено дополнительное обследование особняка, в результате чего реставрационный проект был изменен. Хочется надеяться, что за этими словами не скрывается очередное «воссоздание памятника в историческом виде», и старый дом все же переживет это непростое жизненное потрясение.
Войдите или зарегистрируйтесь для оставления комментария