Там где бывшая улица Маркса и Энгельса переходила в свое продолжение, а ныне Малый Знаменский переходит в Староваганьковский переулок, фактически на углу Знаменки и Малого Знаменского переулка под номерами 10 и 12 стоят (точнее, один уже не стоит) два скромных московских особнячка, когда-то входивших в одну усадьбу.
Ранняя история этой усадьбы, от которой, увы, не осталось никаких материальных свидетельств, весьма интересна. До 1670 года владение принадлежало князю, боярину и воеводе Ивану Семеновичу Прозоровскому.
Представить, как приблизительно выглядели эти места в XVII веке, можно, взглянув на план Москвы Мейерберга. Этот квартал изображен тесно застроенным разновысокими теремами под двускатными кровлями, вдоль улиц тянутся деревянные ограды.

«Прошу ея величество государыню царицу Екатерину Алексеевну, дабы милостиво призрела оставшуюся по мне любезную мою супругу, княгиню Ирину, и для того ее, упомянутую мою супругу, вручаю под покров ея величества, так же как и все имение мое, как движимое, так и недвижимое, отдаю в волю ея величества моей всемилостивейшей государыне. Наипаче молю ея величество, дабы грешная душа моя незабвенна была в поминовении по обычаю христианскому…»
В 1727 году, после кончины княгини Прозоровской ее дом был подарен Павлу Ивановичу Ягужинскому. В 1730-м генерал-прокурора Сената Ягужинского арестовали и лишили состояния всего за одно его письмо к опальной Анне Иоанновне. Однако после ее воцарения Ягужинский был восстановлен в правах, стал графом, а впоследствии кабинет-министром, обер-шталмейстером и генерал-аншефом. После его смерти усадьба перешла к вдове графа Анне Гавриловне, по второму браку Бестужевой-Рюминой. Но вскоре она, по тогдашнему обыкновению, была сослана в Сибирь, а двор отошел в казну. В 1754 году ветер снова переменился, и усадьба была возвращена сыну, Сергею Павловичу Ягужинскому, который владел ей по 1806 год. Он начинал свою карьеру весьма эффектно (владел заводами, имел в Петербурге дворец с театром), однако впоследствии все промотал и по нужде был взят под опеку.
До 1826 года здесь находилось «пустопорожнее место», которое затем приобрел гвардии прапорщик Василий Михайлович Коноплин. Он построил для себя богатую ампирную усадьбу, с главным домом, выходящим на Знаменку, и флигелями, поставленными вдоль переулка. Как пишут исследователи, «усадьба отвечала всем канонам послепожарной застройки». Дом был вытянут по всей ширине владения, с улицы его строгий фасад был отмечен треугольным фронтоном, со двора – большим «итальянским» окном. Благородная простота классического здания была, возможно, вызвана осознанным желанием не спорить с великолепием возвышавшегося неподалеку Пашкова дома.

Историю соседа, дома №12, легко можно было прочесть, рассмотрев фасад: нежилой флигель усадьбы Коноплина и стоящая чуть правее одноэтажная хозяйственная постройка в свое время объединенные в один протяженный корпус. В середине XIX века флигель выглядел более нарядно: тогда его переделали в жилой и по бокам появились крытые галереи на тонких колоннах, огражденные изящной балюстрадой. После объединения в 1881 году очертания старых объемов читались на фасаде, придавая дому очень милую ассиметрию. Невзирая на нее, ровно по центру получившегося здания был посажен забавный фронтончик неорусского жанра (точь-в-точь такой же можно наблюдать на доме №14 по Остоженке). При всей своей простоте и даже нелепости этот дом придавал переулку очень яркий колорит.


В официальной градостроительной справке про дом 12 сказано: «Здание является элементом исторически сложившейся застройки владения, включившей в себя строения классической усадьбы 1828 года. Своим объемом закрепляет красную линию старого московского переулка». И дана рекомендация: «Реставрация фасадов и реконструкция интерьеров». Не так давно дом поставили на госохрану в связи с его мемориальной ценностью, и даже разработали проект реставрации.
В 2006 году здание снесли, сейчас на его месте гудит очередная стройплощадка.
Войдите или зарегестрируйтесь для оставления комментария