Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2024

Никольская улица, д. 7-9. Заиконоспасский монастырь

28-го Июля 2008

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

М.В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на
Всероссийский престол
Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Сегодня на вопрос «где находится первый московский университет?» практически каждый москвич ответит: «На Воробьевых горах». Некоторые еще прибавят комплекс зданий МГУ XVIII – XIX вв. на Моховой улице. И лишь немногие вспомнят о Никольской, знаменитой «улице просвещения», где находилась Славяно-греко-латинская Академия. Сыграв роль первого московского университета, она стала alma mater для великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова: именно здесь он получил образование, уровень которого приближался к западноевропейским университетам, здесь изучал латынь, грамматику, географию, философию, богословие, риторику, пиитику и другие важнейшие для того времени науки. В конце XVII века, когда разделение светского и духовного образования только зарождалось, Академия могла появиться только при крупном монастыре. Кроме того, она должна была помещаться в самом сердце русской столицы. В результате выбрали Никольскую – «монастырскую улицу», где вплоть до начала ХХ в. находились три монастыря. При ближайшем к Кремлю – Заиконоспасском – и возникла Академия.

Вид на начало Никольской улицы, Казанский собор, 1900-е годы, открытка.
Вид на начало Никольской улицы, Казанский собор, 1900-е годы, открытка.
Считается, что Спасская обитель на Никольской улице появилась примерно в 1660 – 1661 гг. после обособления от одного из древнейших московских монастырей – Николы Старого, однако есть версия, что это обособление произошло еще в конце XVI века. Свое наименование монастырь получил благодаря своему местоположению: за Иконным рядом, где происходило «выменивание» икон (торговать ими было строго запрещено). К 1626 году на небольшой территории уже стояли две церкви, каменная и деревянная, а вдоль границы с соседним Никольским монастырем располагались деревянные кельи. В 1661 году произошло окончательное оформление обители и, как следствие этого, в ней началось масштабное строительство, появился каменный собор, нижняя часть которого сохранилась до наших дней.
Центром просвещения Заиконоспасский монастырь стал едва ли не со времен своего основания. Ведь именно монастыри в России играли роль образовательных центров, при них создавались иконописные школы, библиотеки, до изобретения книгопечатания в них переписывали книги. Уже в 1630-х впервые упоминается Заиконоспасская монастырская школа, называвшаяся общенародной. Позже это послужило основанием для прибавления к названию монастыря титула «учительного». Так что почва для создания Академии была подготовлена благодатная.
Сама же идея учреждения высшего училища в Москве зародилась еще в XVI веке, когда царь Иван Грозный в целях народного просвещения и для облегчения сношений с Западом предполагал создать в столице школы для преподавания латинского и немецкого языков. Но дальше намерения не пошло. Потом царь Борис Годунов, вступив на престол, задумал грандиозный план: он предполагал распространить в России организованные школы, основать в Москве университет, послать в Европу наиболее способных молодых людей для обучения и многое другое. Из задуманного был осуществлен только последний пункт (интересно, что посланные в Европу молодые люди так и не вернулись в Россию). Дальнейшие попытки учредить в Москве высшее училище также оказались тщетными.
В 1663 году в Москве появляется иеромонах Симеон Полоцкий, приглашенный из Белоруссии царем Алексеем Михайловичем. В Заиконоспасском монастыре он основал школу, где стал обучать «по латыням и для грамматического учения» молодых подьячих Тайного Приказа. Чуть позже по указу царя в Спасском монастыре было построено особое здание, в котором и стали учиться последователи Симеона Полоцкого. Просуществовавшая вплоть до смерти своего основателя в 1680 году, школа дала решающий толчок к учреждению Академии – именно Симеон Полоцкий составил первый подробный план ее основания. При нем Заиконоспасский монастырь на Никольской улице стал едва ли не главным центром дальнейшего развития просвещения в России.
Вид  Никольской улицы от Богоявленского переулка к Кремлю, 1886 год. Из собрания Н.А. Найденова.
Вид Никольской улицы от Богоявленского переулка к Кремлю, 1886 год. Из собрания Н.А. Найденова.
Начатое Симеоном Полоцким дело продолжили его ученики во главе с Сильвестром Медведевым, а также приглашенные из Греции братья Софроний и Иоанникий Лихуды. Последние, прибыв в Москву в 1685 году, сначала создали школу в соседнем Богоявленском монастыре, но через год последовало распоряжение построить новое здание для размещения училища Лихудов в Заиконоспасском. В сентябре-октябре 1687 года новый корпус для Академии - каменное трехэтажное здание, передним фасадом обращенное к Китайгородской стене - оказался готов. Смежный корпус, двухэтажный, шедший до Никольского Греческого монастыря, расположенный к востоку от здания Академии, предназначался для ректора и учителей и получил название Учительского. В месте соединения двух корпусов, в углу, образовавшемся от выступа здания академического, выстроена была башня, называвшаяся после звонковою: в ней устроили лестницы, ведшие на хоры верхнего и среднего этажей; с хоров двери вели в классы. Все здание было сводчатым, в середине второго яруса находился огромный зал, украшенный кафедрой – здесь проводились публичные собрания и диспуты. Братья Лихуды и их ученики перешли туда, как полагают исследователи, между 12 октября и 28 декабря 1687 года, и это считается датой открытия Славяно-греко-латинской Академии.
Тем временем между Академией и Заиконоспасским монастырем установилась неразрывная связь. С 1700 года игумены Заиконоспасского монастыря и архимандриты состояли одновременно и ректорами Славяно-греко-латинской Академии. Храмы монастыря служили для нужд Академии: Спасский собор был и домовой церковью, и кафедрой, где ректора и учителя Академии приобретали себе известность и славу православных проповедников.
Спасский собор Заиконоспасского монастыря, 1882 год. Из собрания Н.А. Найденова.
Спасский собор Заиконоспасского монастыря, 1882 год. Из собрания Н.А. Найденова.
В начале XVIII в. монастырский собор был существенно перестроен. В него вошел прежний объем храма: в 1701-м к нижней церкви была пристроена трапезная, а вскоре подверглась перестройке и верхняя церковь, освященная во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». В итоге на свет появился один из лучших памятников московского барокко. С запада и севера под папертью верхнего храма было устроено два этажа келий для студентов Академии (в то время - около четырехсот человек). История не сохранила имени архитектора храма, но скорей всего, это был человек круга Ивана Зарудного, так как внешний облик храма весьма схож с церковью Иоанна Воина на Якиманке.

Заиконоспасский монастырь и Академия пострадали в знаменитом пожаре 1737 года: сгорели церковь, кельи архимандрита, учительские квартиры, библиотека. Ректор Митрофан предлагал перевести Академию в другой монастырь, причем среди причин были указаны не только последствия пожара, но и нехватка места в академической церкви, шум с Никольской улицы. Лучшим местом признавался Донской монастырь «как от шума удаленный». Однако в результате Сенат постановил оставить Академию на прежнем месте. В дальнейшем для нужд Академии достраивались палаты (главным образом на месте монастырских лавок), в 1783 году по повелению митрополита Платона было построено двухэтажное здание бурсы (семинарии) – с правой стороны от Академического корпуса, а также новые кельи для учителей между Заиконоспасским и Никольским Греческим монастырями.
Вид от Заиконоспасского монастыря на Театральную площадь.
Вид от Заиконоспасского монастыря на Театральную площадь.
В начале XIX в. вопрос о переводе Академии в более тихое место возник снова. Возможно, и на этот раз дело ограничилось бы починкой старых корпусов, но вскоре грянула война с Наполеоном и печально знаменитый пожар Москвы, увы, не обошел и Заиконоспасский монастырь. В результате древние помещения были признаны опасными и частично сломаны, частично перестроены. Сама же Славяно-греко-латинская Академия была переведена в Троице-Сергиеву Лавру. После перемещения в академических зданиях долгое время располагалась Московская Духовная Семинария, потом Московское Духовное Заиконоспасское училище, просуществовавшее вплоть до революции 1917-го. Для обоих заведений Заиконоспасский монастырь служил домовой церковью. Духовное училище хотя и не стало полноценным наследником Академии (ее уровня достичь было невозможно), но все же являлось достаточно крупным центром богословия в Москве.
Сам же Заиконоспасский монастырь существенно изменился: корпус бывшей Академии был значительно перестроен архитектором Осипом Бове, Братский и Учительский корпуса надстроены, корпус бурсы снесен в 1895-м. На рубеже XIX – XX вв. по новой красной линии Никольской после слома старых зданий возвели Торговый дом (по проекту М.Т. Преображенского) и новую надвратную колокольню (по проекту 3.И. Иванова), включившую в себя объемы прежних Святых ворот. Многое в монастыре изменилось, лишь Спасский собор по-прежнему оставался одним из самых значительных храмов Москвы.
Богоявленский собор, 1930-е годы.
Богоявленский собор, 1930-е годы.
В 1920-х Заиконоспасский монастырь упразднили, Спасский собор захватили обновленцы, а в 1929 году его и вовсе закрыли. В сравнении с другими обителями Москвы Заиконоспасский пострадал несколько меньше: почти все его здания, существовавшие к 1917 г., были сохранены и получили статус памятников архитектуры и истории. Лишь верхний ярус великолепной пятиглавой колокольни начала ХХ в., повторявший формы завершения колокольни церкви Успения на Покровке, срезан в 1920-х гг., икона Спаса Нерукотворного на втором ярусе снята, а Святые ворота в первом ярусе заложены (сейчас во двор ведут вторые ворота – Школьные или Училищные). Внутреннее убранство Спасского собора также было безжалостно уничтожено, здесь разместилась дирекция Московского областного драматического театра, а кельи и училищные помещения заняли различные конторы и организации. В 1980-е для Китай-города был разработан специальный проект, в соответствии с которым его большую часть (в том числе и Никольскую) предполагалось сделать пешеходной зоной с размещением в ней гостиниц, торговых и туристических центров, отреставрировать прежние монастырские постройки и открыть их для туристов. К сожалению, позднее этот проект был забыт.
Просвещение, однако, не угасло, хотя и потеряло религиозное значение: в части монастырских зданий разместился Московский Государственный Историко-архивный институт, преобразованный в 1991-м в Российский Государственный Гуманитарный Университет. В 1993 году была предпринята попытка возродить традиции образования Славяно-греко-латинской Академии под эгидой РПЦ – Спасский собор предполагалось сделать домовым храмом Российского Православного университета св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (РПУ), но из-за аварийного состояния помещения от этой идеи пришлось отказаться. Сейчас сохранившийся храм является приходским, приход осуществляет некоторую просветительскую деятельность: открыта воскресная школа для детей, имеется библиотека.
Вид на Заиконоспасский и Богоявленский монастыри в 1917 году со стороны Театральной площади. Еще без
Вид на Заиконоспасский и Богоявленский монастыри в 1917 году со стороны Театральной площади. Еще без "Годунова".
Однако верующие заявляют о своих претензиях на все бывшие монастырские помещения и требуют арендаторов и прежних собственников (включая РГГУ) освободить их. Ситуация осложняется тем, что в 1990-е гг. ряд помещений, принадлежавших университету, с подачи ректора Ю.Н. Афанасьева был сдан в аренду, а потом и в субаренду. В Братском и Учительском корпусах по-прежнему находятся аудитории РГГУ, однако часть зданий занимает ресторан «Годунов», исказивший фасад Братского корпуса со стороны Театральной площади пристройкой огромного расписного портала в русском стиле, никогда прежде не существовавшего. Судебные разбирательства о принадлежности зданий на Никольской не внесли ясности: одни решения были приняты в пользу правительства Москвы, поддержавшего позицию церкви, другие – в пользу РГГУ. И каждая из сторон апеллирует к своему документу.
В конце 1990-х РГГУ передало здание братских келий ООО «Долина – ВН» для обустройства студенческой столовой. Появившийся в результате ресторан «Годунов» меньше всего напоминает студенческую столовую. Причем, ресторан здесь якобы временно – до переезда в новое помещение, которое должно вырасти на кровле вестибюля метро «Театральная» и «Площадь Революции». Временно или нет, но у «Долины – ВН» есть охранно-арендный договор с Москомнаследием (от 17.10. 2005 года) аж до июля 2015 года.
В 2006 году было принято решение о восстановлении Заиконоспасского монастыря и передаче ему ряда его прежних владений на Никольской улице вместе со зданиями Никольского монастыря. Пока решение не реализовано, так как РГГУ по-прежнему не предоставлено другое здание той же величины в Москве.
Недавно о проблеме Заиконоспасского монастыря снова вспомнили, причем в достаточно экстремальной ситуации, когда создалась угроза потери всего комплекса. 22 июля комитет по культурному наследию Москвы выступил с официальным заявлением об угрозе разрушения Заиконоспасского монастыря вследствие самовольных строительных работ, проводимых ООО «Старград», которое вырыло под монастырским комплексом огромный котлован (7000 кв. м) для создания там торгового центра. Корпус Академии (согласно официальному заявлению РГГУ, он был захвачен ООО «Старград» в начале 2000-х гг.), пострадал более всего: в настоящий момент он находится в аварийном состоянии, есть угроза обрушения. Появились серьезные трещины и на Спасском соборе.
Вид на Никольскую и Театральный проезд со стороны Лубянской площади, 1930-е годы.
Вид на Никольскую и Театральный проезд со стороны Лубянской площади, 1930-е годы.
К сожалению, вплоть до недавнего времени Церковь предпочитала конфликтовать только с РГГУ, фактически закрывая глаза на деятельность других арендаторов. Впрочем, о подземных раскопках не только Церковь, но и чиновники знают давно, более того, визы многих из последних стоят на согласующих документах. Еще года два назад некий вальяжный архитектор представлял весьма смелый проект на выставке, посвященной перспективам развития ЦАО. Проект предусматривал надстройку перехода от станции метро "Театральная" на Никольскую ул. и Красную площадь «в целях увеличения его пропускной способности» сразу двумя или тремя торговыми этажами. И что внутрь копать будут, власти тоже знали. Иначе, откуда бы в первом постановлении, касающемся обустройства перехода, от 30 ноября 1999 года взялся пункт: «второй этап - строительство новых уровней под существующим переходом с реконструкцией вестибюля станции метро "Театральная"/"Площадь Революции" - продолжительность этапа 8 месяцев»?
И даже распределение новых подземных площадей было предусмотрено: 10 процентов Москве, 90 – ООО «Старград». Москомархитектуре поручили разработать и утвердить ТЭО в установленном порядке, предусмотрев по заданию инвестора увеличение торговых площадей. Так что все полюбовно.
Лишь после огласки планов ООО «Старград» и возникновения реальной угрозы обрушения монастыря приход осудил эту фирму. До этого же несколько раз предпринимались попытки силового захвата некоторых помещений, принадлежащих РГГУ: привлекались чиновники, судебные приставы, охрана в казачьей форме, выгонявшая студентов из аудиторий. Последние такие попытки были предприняты 9 апреля и 6 августа 2008 года. Речь шла всего о нескольких кабинетах и аудиториях. Но это не конец, так как московское правительство в лице мэра Лужкова считает, что и так достаточно помогло РГГУ, подарив в 1991 г. комплекс зданий Высшей Партийной Школы на Миусской площади, и потому студенты обязаны беспрекословно покинуть здания на Никольской. Вместе с тем нельзя не отметить, что многие из спорных зданий за годы судебных разбирательств оказались фактически «ничейными» и сейчас находятся в состоянии (это в нескольких метрах от Кремля!), близком к аварийному (до такого положения они были доведены едва ли не всеми участниками конфликта). Хочется надеяться, что в будущем Церковь и Просвещение на Никольской улице будут не конфликтовать, а сотрудничать. И тогда снова, как и ранее, мы увидим здесь рядом с великолепным монастырским собором «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», а не ресторан с торговым центром.
За неоценимую помощь в подготовке данной истории, а также художественное описание всей исторической части, искренне благодарим Никиту Брусиловского.

Фотогалерея