Комиссия, созданная Николаем I , обследовав место строительства, пришла к выводу, что почва на Воробьевых горах слишком непрочная и может не выдержать давления огромного сооружения. Строительство гениального храма было отменено.
Новый проект принадлежал архитектору Константину Тону, Николай I одобрил его 10 апреля 1832 года. Проект не гениальный, не захватывающий дух, но добротный… "Тон весьма хорошо уразумел, что в наше время не выдумывают новых языков, но совершенствуют и обогащают существующие наречия", - отзывался один из современников. Константин Тон строит много, прочно, тщательно и экономно: неоднократно получал он премии за "сбережение издержек". «Он был не гений, но и не заурядный зодчий» - лучше не скажешь. И он был востребованный, надежный – государю не стоило беспокоиться и ожидать от него чего-то экстраординарного, Тон хорошо чувствовал настроение и с легкостью вписывался в любые рамки. "Николай I велел сделать новый план храма в старинном русском стиле, - говорится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. - В таком именно духе и был выработан новый проект».
Император лично выбрал место для сооружения храма Христа Спасителя из трех вариантов, представленных ему архитектором. Храм мог находиться за Воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой, на Тверской улице на месте Страстного монастыря (сегодня Пушкинская площадь) и у Большого Каменного моста недалеко от Кремля, между Москвой-рекой и Волхонкой, на месте Алексеевского монастыря. Император выбрал последнее и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Монастырь был переведен в Сокольники.
10 сентября 1839 года состоялась вторая попытка торжественно заложить Храм – на этот раз удачная. Храм создавали талантливейшие люди того времени. Фасад оформляли такие скульпторы, как барон Клодт, Рамазанов, Логановский. Расписывали его художники Российской Академии Художеств, Суриков, барон Нефф, Кошелев, Семирадский. Модели четырех главных и восьми побочных входных дверей храма, с орнаментами и колоссальными круглыми фигурами и бюстами различных святых, создавал граф Федор Толстой. Проект под руководством генерал-губернатора Москвы, князя Голицына осуществлялся больше сорока лет. Наконец, в 1881 году закончилось даже обустройство набережной и площади перед храмом.
Освящение решено было приурочить к коронации Александра II, однако бомба народовольца оборвала государеву жизнь. Вторую дату освящения назначили на день коронации Александра III в 1883 году. Правление императора-миротворца продлилось 13 лет. Александр III скончался 20 октября 1894 года. В этом же году была объявлена всенародная подписка на памятник ему в Москве. Было собрано почти два с половиной миллиона рублей - сумма по тем временам колоссальная. 30 мая 1912 года на площадке около храма памятник Александру III был открыт.
Памятник простоял всего лишь шесть лет, в 1918–м он был уничтожен большевиками, а на существующем постаменте планировалось установить памятник "Освобожденному труду".
5 декабря 1931 года начался снос Храма Христа Спасителя. Заменить его должен был Дворец Советов – огромное здание, увенчанное Лениным, в высотах которого (во дворце должно было быть более 500 метров) скрывалось бы все, что только может потребоваться человеку.
Конкурс на проект Дворца был объявлен в 1931 году. Он проходил в несколько этапов. Всего было представлено 160 проектов, включая 12 заказных и 24 внеконкурсных, а также 112 проектных предложений. Предлагали свои услуги и иностранные архитекторы – всемирно известные Ле Корбюзье, Гропиус, Мендельсон. Высшие премии были присуждены Жолтовскому, Иофану и американскому архитектору Гамильтону. В дальнейшем Совет Строителей Дворца Советов (в который одно время входил и Сталин) принял за основу проект Иофана.
Был вырыт глубокий котлован, из которого полностью вынули фундаменты храма Христа Спасителя. К 1941 году кольцо гигантских фундаментных блоков под основные стойки главного зала уже забетонировали. Но… началась война. Проект с 75-метровой статуей, в пьедестале которой был бы актовый зал на 20 тысяч мест, так и не реализовался. Причин множество: и грунт не тот, и актуальность строительства утеряна. Основная же – послевоенная разруха, страну надо возводить заново. Поэтому, когда был заложен бассейн Москва, все вздохнули с облегчением.
Недаром говорят, что история развивается по спирали. В начале девяностых годов храм решили восстановить. В материалах для воссоздания, как ни странно, потребности не испытывали. Много подлинных фрагментов было найдено в подвалах старого здания Московского университета – там во время разрушения их спрятали сотрудники университета. С восстановлением внешнего вида и внутреннего убранства помогли архивные данные НКВД. Оказывается, перед уничтожением храма, были сделаны фотографии и обмеры изнутри и снаружи буквально через каждые пять шагов. Что-то приносили и люди из личных коллекций.
Восстановление начинал реставратор Алексей Денисов. Именно он представил проект, одобренный московскими властями. И строительство началось. В первые не то что дни, а годы, никто не верил, что Храм действительно может быть восстановлен – ведь этот проект требовал колоссальных усилий и преданности делу. Но, вопреки всему, храм восставал из пепла. Постепенно, размеренно… Шесть лет кропотливой работы. А затем, когда стало понятно, что народная святыня будет жить, руку к ней вновь решили приложить «до славы охочие и к государственной службе прилежные». Окончанием работ заведовал другой архитектор – Зураб Церетели. А имя Алексея Денисова вы найдете в Интернете только в связи с письмом людей, которые пытались противиться происходящему беспределу.
«Денисов как высокопрофессиональный специалист, - писали авторы, - хорошо знающий русскую архитектуру, приложивший массу сил и энергии к подлинному возрождению храма, хорошо понимающий, какие большие средства вложены именно в эту идею - подлинного воссоздания храма-памятника, не мог примириться с тем, как решила Академия художеств, возглавляемая З.К. Церетели, выполнить наружную отделку стен храма.
За всю историю русского церковного зодчества нельзя найти хотя бы один пример, когда металл, скульптурные изделия из бронзы использовались бы в наружной отделке церквей, храмов, соборов. Только резные белокаменные или, как в случае с храмом Христа Спасителя, беломраморные детали украшали их стены.
Естественно, как автор проекта воссоздания, Денисов не смог принять такую трактовку внешней отделки, искажающей внешний облик не просто выдающегося памятника в честь победы России над Наполеоном, но еще и Кафедрального храма Московской епархии, по своей сути - Главного храма Отечества»...
Денисова убрали. Храм восстановили без него. Почти таким, как был. Почти. Где-то не на том месте поставлена статуя. Где-то роспись перемещена с одного места на другое. Где-то – реальный факт – в лицах второстепенных персонажей на стенах угадываются художники, расписывавшие стены. Только смысл стал бессмыслицей. Если Тон задумывал убранство Храма как летопись Отечественной войны в сюжетах Евангелия – и летопись удалась, то малейшая перестановка предметов все изменила. Старый Храм читали, как книгу – и в этом было его главное значение – теперь же, даже при самом большом желании – можно прочесть лишь бесцельное нагромождение рисунков, именно рисунков.
И еще одно. Мрачные мраморные таблички с выдавленными кровавым цветом именами героев, погибших за годы войны с Францией… В наше время к ним добавилась еще одна – совсем рядом. Люди решили приобщиться к героизму. Табличка с именами восстанавливавших Храм. Оформленная точно также...
И еще одно. Мрачные мраморные таблички с выдавленными кровавым цветом именами героев, погибших за годы войны с Францией… В наше время к ним добавилась еще одна – совсем рядом. Люди решили приобщиться к героизму. Табличка с именами восстанавливавших Храм. Оформленная точно также...
* Подборка фотографий к тексту осуществлена Артемом Задикяном. Фотографии Александро-Невского собора взят с сайта г. Вятки, рисунок проекта храма А. Витберга - с сайта «Храм Христа Спасителя на Воробьевых горах».
Войдите или зарегистрируйтесь для оставления комментария