В начале ХХ века постройки с галереями встречались в районе Зарядья практически на каждом шагу. Сегодня дом № 11/1 в Подколокольном переулке - единственное сохранившееся здание подобного плана. Но деревянные террасы - далеко не главная ценность здания... Когда-то именно сюда Владимир Гиляровский приводил актёров МХАТа перед постановкой пьесы "На дне", чтобы те могли более достоверно сыграть обитателей ночлежки.
В первый раз эта местность упоминается в летописи 1493 г., когда великий князь Иван III переселился сюда после большого пожара, уничтожившего дворец в Кремле. 28 июля от свечки загорелась Николопесковская церковь (та, что близ Арбата), и от неё занялся пожар - "воста буря велиа зело, и кинуло огонь... И многа тогда людем скорбь бысть: болши двоюсот человеко згорело людей, а животом безчисленно выгоре, а все то погоре единого полудня до ночи, а Летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал". Иван III поселился "у Николы у Подкопаева под конюшнею в крестьянских дворех", на берегу р. Рачки. Существует также легенда о том, что на месте, где сейчас стоит дом № 11/1, находился путевой дворец Ивана III.

В начале XIX века на месте нынешнего Подкопаевского переулка располагались дворовые постройки двух вдов - коллежского секретаря Бажуковой и советника коммерции Сусанны Калустовой. В 1812 году постройки сгорели, и в 1823 году погорелые участки прикупил отставной генерал-майор Николай Захарович Хитрово, надо полагать, вдобавок к своей богатой усадьбе, располагавшейся неподалёку. Год спустя, Николай Захарович добился у московского военного генерал-губернатора Дмитрия Владимировича Голицына разрешения на постройку крытого рынка для мясного и зеленного торга, чтобы с пользой использовать приобретенное. В течение года площадь была очищена от сгоревших построек, на средства Шестигласной думы её спланировали и замостили, построили каменные лавки для торговли. Планировалось также обсадить будущий рынок тополями, однако в 1826 году Хитрово скоропостижно умер в возрасте 47 лет, а наследники затеей генерала особенно не увлеклись. Раз в год, перед рождественскими праздниками, приезжали сюда крестьяне подмосковных деревень и прямо с возов продавали замороженное мясо, птицу и дичь.
Здания, окружавшие площадь, вскоре были проданы. Ремонт их обошелся бы владельцам дорого, поэтому большинство просто предпочло сдавать дома под ночлежки: выгодно и ненакладно. Дом № 11/1 приобрела Елизавета Платоновна Ярошенко, где так же устроила ночлежки и знаменитый трактир - "Каторгу".
"Двух- и трёхэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а "номера" ходили по двугривенному. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть "нумер", где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев",- так описывал Гиляровский ночлежку в доме Ярошенко.
Населяли "Каторгу" в основном воры, нищие и спившиеся интеллигенты, подрабатывающие переписчиками ролей. В день переписчик мог получить до 40-50 копеек, которые, впрочем, на пользу не шли, а тут же пропивались. Никто из переписчиков не мог собрать денег даже на приличную одежду, и потому отправляя одного за получением заказа или с переписанными ролями, его наряжали его во всё лучшее, что имелось у всех.

После революции началось разрушение ночлежек Хитровки. В 1923 году был полностью ликвидирован рынок. Уцелели лишь два здания - дом № 11/1 в Подколокольном переулке и дом в Петропавловском переулке, где располагались трактиры "Пересыльный" и "Сибирь". В бывших ночлежках разместились квартиры обычных москвичей.
Дом с галереями породил многие легенды. Так, одна из них дает удивительное объяснение названию Подкопаевского переулка: однажды воры, жившие в этом доме, сделали подкоп под церковь Николая Чудотворца, забрались внутрь, взяли серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них был завален в сделанном им же подкопе и погиб под обвалившимися камнями. По другой версии, название объясняется также подкопом, но только сделанным не для преступных целей - здесь как будто находился карьер для добычи глины.
Другая легенда рассказывает о том, что в годы революции в подвалах дома и в подземных ходах, проложенных под Солянкой и Хитровкой, было спрятано множество награбленных сокровищ, которые до сих пор никто не может найти.
В 1991 году в храме Николы в Подкопаеве возобновились службы, в одной из частей дома № 11/1 разместились воскресная школа для детей, православная школа риторики для взрослых, открылась большая книжная лавка. Другую половину дома по-прежнему занимают квартиры.

Автор статьи Дарья Константинова.
Фотографии сделаны Алексеем Степановым.
Войдите или зарегестрируйтесь для оставления комментария