Дома №№ 2-6 по Тверской улице были построены в 1937 году и являлись одним из важнейших, «парадных» элементов реализации сталинского генплана.
Строили их с большим размахом, взрывая дома и расчищая совершенно ровное строительное поле. Уцелело лишь передвинутое во двор (по соображениям той же парадности, показательной заботы о памятниках и демонстрации инженерной мощи) здание Саввинского подворья, которое двигали, не отселяя жильцов и не отключая коммуникаций.
И только в левое, обращенное на Тверскую площадь крыло дома № 6 была включена старая постройка - здание бывшей гостиницы «Дрезден». По имеющимся данным, это была постройка XVIII века, переделанная и надстроенная во 2-й половине XIX века. На рубеже веков эта гостиница была очень популярна, в ней останавливались многие знаменитости, здесь же в 1916 году умер художник Суриков. В 1937 здесь обосновался знаменитый грузинский ресторан «Арагви». Не так давно бывший «Дрезден» (дом 6, строение 2) был взят под госохрану, как постройка 18 - 20 вв.
Год назад в ресторане начался ремонт, в ходе которого выяснилась новая, гораздо более ранняя датировка здания. Ведущий реконструктивные работы архитектор Вячеслав Осипов, простукивая слабые места старых сводов в подвале и первом этаже здания, обратил внимание на очевидную дремучесть скрывавшейся под штукатуркой каменной кладки. После полного удаления штукатурки в интерьерах советского дома открылись очевидные приметы богатых палат допетровского времени: упомянутые своды, заложенные арочные проемы дверей и стенных ниш, кованые решетки на окнах. Так что сегодня мы имеем возможность поклониться практичности советских инженеров, чей холодный расчет сберег для нас уникальную жемчужину столичного краеведения.
Церковь была построена в приходе церкви Косьмы и Дамиана в Шубине, древней вотчине боярина Иакинфа Шубы, полководца князя Дмитрия Донского. Кто владел этим участком в XVII веке, пока неизвестно. В процессе дальнейших натурных изысканий (к которым в качестве консультантов были привлечены археолог Владимир Пирогов, преподаватель кафедры реставрации МАрхИ Лидия Шитова и архитектор-реставратор Александр Можаев) постепенно прояснились структура и долгая строительная история здания.В основе хитрого лабиринта разновременных пристроек скрывается так называемая «сложная тройня», то есть сени с тремя помещениями по обе их стороны. Так что обычные сени здесь превращаются в длинный коридор, разделенный на переднюю и заднюю половины (наиболее известные постройки этого типа – палаты Симона Ушакова и Аверкия Кириллова имеют только по 2 зала с каждой стороны). Стены помещений нижнего, изначально подклетного яруса выложены из белого камня, своды частично белокаменные, частично – кирпичные. Особый интерес представляет палата с множеством красивых стенных ниш, расположенная в южном торце сеней. Большую ее часть прежде занимала широкая каменная лестница входа в подклет. Верхний, парадный этаж сложен из большемерного кирпича, клейменого орлами и единорогами (что позволяет датировать памятник 3 четвертью, а может и серединой XVII века). Четыре из восьми помещений этого этажа сохранили высокие своды с распалубками, обнаружены внутристенные ходы, ниши-печуры, остатки богатых кирпичных обрамлений окон и порталов, в том числе и в интерьере палат. В закладках старых проемов встречается много тесаного фигурного кирпича, оставшегося от разобранных частей здания.
Самые интересные, просто-таки невероятные детали были найдены в угловой, юго-западной палате верхнего этажа. Внимание входящих в зал прежде всего привлекает большая кирпичная розетка, выложенная в центре свода несколькими концентрическими кругами. На левой от входа стене имеется большой арочный проем (скорее всего, ниша), обрамленный кирпичным порталом. Но особенно уникален портал, обрамляющий изнутри вход в палату. Арочную дверь с трех сторон украшает прямоугольное обрамление из квадратных ширинок, внутри которых находятся резные вставки – в горизонтальном ряду кресты, а в единственной сохранившейся вставке вертикального ряда – восьмиконечная звезда. Над верхними ширинками проходит ряд арочных нишек, в которых обнаружены живописные ромашки (пока неизвестно, каков был их первоначальный цвет, но сейчас они выглядят черными). В прямоугольном поле вокруг арки проема также обнаружена живопись: растительный орнамент очень простого рисунка, желтые и зеленые лопухи в черном контуре. Незначительные следы росписи имеются также на стенах и сводах палаты. Подобные фрагменты живописного убранства жилого, гражданского интерьера допетровского времени имеются в Потешном дворце, вне Кремля это первая такая находка. Архитектурное решение декора палаты можно считать и вовсе уникальным.
На фасадах памятника также обнаружены фрагменты древнего декора: наличники окон, фрагменты пилястр и прочее. Ниже уровня земли прекрасно сохранился фасад нижнего этажа южного фасада – совершенно целый кирпичный цоколь, наличники окон, портал входа, лопатки, следы примыкания крыльца. В комплекс памятника входят и другие усадебные постройки начала 18 – 19 вв., также включенные в объем советского ресторана.
Обмеры интерьеров палат проведены архитектором-реставратором Ириной Изосимовой. Одновременно с исследованиями ведутся работы по ремонту и приспособлению помещений, проведены основные противоаварийные мероприятия, укреплены фундаменты. Но, к сожалению, при этом был допущен ряд грубых методических ошибок, так как до сих пор нет даже эскизного проекта реставрации и работы ведутся без надзора специалистов. В результате часть древних, в том числе малоисследованных помещений оказалась заштукатурена цементом. Но сейчас есть основания надеяться, что реставраторам и проектировщикам удастся найти общий язык, дабы одинаково соблюсти интересы знаменитого ресторана и уникального памятника.
* Благодарим Комитет по культурному наследию города Москвы – «Москомнаследие» за предоставленные материалы.
** Большое спасибо всем добровольцам, отозвавшимся на нашу просьбу, и оказавшим посильную помощь удивительным палатам в Шубине. Особая благодарность Алексею Степанову и Асе Долгих.
Войдите или зарегистрируйтесь для оставления комментария