Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2019

Улица Бутырская, вл. 56. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

25-го Апреля 2006
В наши дни при упоминании слова «бутырки» большинство людей вспоминают лишь знаменитую тюрьму. Однако изначально это было особое понятие: бутырками называли избы, жилища, сёла, стоявшие отдельно от общего поселения. Зачастую бутырки отделялись от основного посёлка полем или лесом.
Дореволюционный снимок храма Рождества Пресвятой Богородицы на Бутырках из путеводителя
Дореволюционный снимок храма Рождества Пресвятой Богородицы на Бутырках из путеводителя "По Москве" (1917 г.).
По предположениям историков, существовала у бутырок и специальная функция – это был сторожевой пункт, оберегавший город от внезапных набегов, а также точка наблюдения за приезжавшими в город иностранцами. Более всего это название закрепилось за районом на севере Москвы. Здесь-то в XVII веке и возникла великолепная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, надолго ставшая украшением этих мест…
Деревянная церковь в Бутырках, которые долгое время принадлежали Романовым (ещё до их восшествия на престол), была воздвигнута в 1646 – 1647 гг. владельцем села – боярином Никитой Ивановичем Романовым. Каменная же церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Преподобного Сергия и Николая Чудотворца, построена в 1682 – 1684 гг. Бутырским полком в центре солдатской Бутырской слободы. Тогда же она освящена патриархом Иоакимом. Это был большой соборный храм, на стенах с четырёх сторон находились четыре великолепные иконы, написанные по золотому фону: Рождества Богородицы, Благовещения, Спасителя с предстоящими Ему Божьей Матерью и Иоанном Предтечей, Благословения Царицы Небесной. Древние зодчие выбрали эти иконы не случайно, они вкладывали в такой порядок особый смысл: иконы представляли тропарь Рождеству Богородицы в лицах, каждая икона соответствовала определённой фразе молитвы.
Так выглядела дореволюционная Бутырская улица с южной стороны.
Так выглядела дореволюционная Бутырская улица с южной стороны.
С основной частью соединялась длинная двускатная трапезная, в которую вели три крыльца – паперти (самая крупная – западная). Неподалёку от храма отдельно стояла высокая шатровая колокольня, в которой было сорок маленьких декоративных окошек – «слухов». Такие колокольни появились после указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых храмов. Церковь Рождества Богородицы на Бутырках стала одним из храмов, в которых этот запрет был обойдён – шатровым стало не само здание церкви, а лишь колокольня. В Москве до сих пор сохранились храмы с подобными шатровыми колокольнями. Однако у бутырской церкви была особенность – её колокольня не примыкала к самой церкви, а стояла отдельно, на некотором расстоянии. Колокольня состояла из трёх уровней, которые весьма изящно сочетались: нижний ярус был проходным на территорию церкви. На втором ярусе (здесь хранилась ветхая церковная утварь) между двух крупных окон размещалась икона Спасителя во весь рост с раскрытым Евангелием и припавшими к Его стопам Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским (это точно такая же икона, как на Спасских воротах Кремля до революции). Под карнизом этого яруса, а также при входе в храм были прекрасные поливные изразцы (кахели), на которых рельефно изображались вазы с цветами (на колокольне) и райские птицы (при входе в храм). Наконец, третий ярус был восьмиугольным с пролётными арками (он выполнял главную функцию – здесь располагалась непосредственно звонница), который увенчивался конусообразным восьмигранным шатром с окошками «слухами».
К 1917 г. эта колокольня вместе с практически идентичной колокольней церкви Николы Явленного на Арбате (снесена в 1931 г.) признавались наиболее изящными и изысканными в Москве. Интересно, что внешне церковь с XVII в. практически не изменилась, а внутри были лишь некоторые обновления, но образа в новом иконостасе XIX века оставались старые.
Вход в храм Рождества Пресвятой Богородицы
Вход в храм Рождества Пресвятой Богородицы
Наиболее тяжёлым временем для храма стало нашествие французов, которые изрядно попортили храм изнутри, но потом всё было бережно восстановлено. В конце XIX – начале XX рядом были также построены здания церковно-приходской школы и богадельни.
После 1917 года храму вроде бы ничто не угрожало, он был признан ценным архитектурным памятником и поставлен на государственную охрану. Регулярные богослужения прекратились в 1920-е, окончательно же церковь была закрыта в 1935 году. Так бы и стояла церковь закрытая, но хотя бы не разрушенная. Но… Храм перешёл в собственность заводу «Знамя» Глававиапрома, который сначала, не ломая здание, превратил его в склад, затем приступил к медленному его разрушению (чем заводу помешала церковь?). Уже к началу Великой Отечественной войны часть зданий вокруг церкви (приходская школа и богадельня) сломали, затем срезали шатёр и главы храма, разрушили большую часть уникальной трапезной. Впрочем, надо радоваться, что от церкви вообще что-то сохранилось – были планы снести всё (этому с трудом помешала группа историков и искусствоведов). Варварский процесс получил завершение в 1970 году, когда завод «Знамя» выстроил свой новый корпус прямо между обрубком колокольни, от которой остались два этажа, и остатком основной части храма. Так Бутырская улица стала превращаться из тихого окраинного уголка Москвы, каким она была, судя по фотографиям, до революции, в серую, неуютную улицу, полную гигантских прямоугольных зданий.
Остатки великолепной колокольни. Возвращена церкви в феврале 1996 года. Фото Н. Брусиловского.
Остатки великолепной колокольни. Возвращена церкви в феврале 1996 года. Фото Н. Брусиловского.
Колокольня стояла на замке, храм использовался как заводской цех. Даже в советское время такое обращение с памятником архитектуры вызвало протесты, Совет министров СССР потребовал от завода прекратить безобразие, но завод требования проигнорировал. В 1990-е требования стали настойчивее. В результате, церкви в феврале 1996 г. был возвращён хотя бы обрубок колокольни. Пользуясь этим куском храма, приход решил устроить там алтарь с приделами. Для этого с восточной стороны к колокольне пристроили абсиду для алтаря, а с юга – небольшую звонницу. Храм был освящён в апреле 1999 года и пока остаётся единственной действующей частью храма на Бутырках. Настоятель - о. Алексий Талызов.
Иконостас хотя и новый, но сделан в древнерусском стиле, совсем не смотрится как новодел. В храме (по размерам он, правда, больше напоминает часовню) есть несколько старинных икон – дары прихожан. Когда приход соберёт достаточно средств, будет начато восстановление колокольни в первозданном виде – сейчас идёт сбор необходимых документов. А пока стоит лишь этот обрубок, кое-как покрашенный, со следами загрязнений от завода, без иконы между окнами, с кое-где пробивающимися полуразбитыми изразцами XVII века.
Восточная часть храма с алтарными абсидами сейчас. Фото Н. Брусиловского.
Восточная часть храма с алтарными абсидами сейчас. Фото Н. Брусиловского.

А что же остальная часть храма? Её можно увидеть, свернув в близлежащий переулок и перейдя на Новодмитровскую улицу. Там стоит обрубленный, обшарпанный четверик храма, его основная, соборная часть. Свою роль сыграло положение нового корпуса – из-за бюрократической волокиты памятником архитектуры считается только обрубок колокольни (на нём висит соответствующая надпись), стоящий на Бутырской улице, д. 56. А остальная часть храма юридически находится на Новодмитровской улице, д. 47, и поэтому памятником не является. Храм изуродован донельзя: прямо в древних стенах сделаны щели, сквозь них проходят трубы, сбоку, где были приделы, и вовсе надстроено непонятно что. Прямо из центральной абсиды уродливо торчит труба, слева пробито окно, вывалились отдельные кирпичи.

За храм идёт борьба между церковью и дирекцией завода: последняя до сих пор отрицает ценность этого здания и считает его своим цехом. В 90-е гг. Правительство РФ несколько раз предписывало передать храм верующим, но завод игнорирует это. 15 апреля 2000 года Путин, будучи ещё премьер-министром, подписал указ, предписывающий ММЗ "Знамя" в течение одного месяца передать здание храма верующим. Прошло 6 лет - завод и не думает сдаваться. Последний суд церковь выиграла, но дирекция завода подала апелляцию. Такая борьба показывает, что храм действительно нужен обеим силам, только верующим – на благо, а заводу – для прибыли. И остается только желать, чтобы уникальный храм возродился, и Бутырская улица снова обрела своё главное украшение!

* «Москва, которой нет» искренне благодарит автора этой статьи Никиту Брусиловского за историю, написанную специально для раздела «Истории» этого сайта.
P.S.
Cвежие известия относительно судьбы храма Рождества Пресвятой Богородицы на Бутырках. Изуродованнный четверик церкви, использовавшийся ММЗ "Знамя" в качестве цеха, по судебному решению изъят из собственности завода и передан во владение государству. Таким образом, завод больше не имеет никаких прав на остаток храма и сейчас выносит оттуда своё имущество. Но этим проблемы не заканчиваются: предстоит долгая процедура передачи храма из рук государства во владение церкви, затем начнётся восстановление разрушенного. Кроме того, вопрос о сносе огромного корпуса завода 70-х гг. пока не стоит, что серьёзно затрудняет воссоздание всего комплекса церкви в первоначальном виде.