На данном сайте собираются метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) для функционирования сайта.. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий. Кликните «Согласен», чтобы согласиться с использованием «cookies» и больше не отображать это предупреждение.
А. Можаев: Теплые ряды напоминали загадочный лабиринт похожих друг на друга трехэтажных зданий на сводчатых подвалах, с сохранившимися кое-где остатками чугунных галерей и лестниц, которые прежде опоясывали их почти со всех сторон. Здесь было тихо, безлюдно и невероятно красиво. На чердаке примыкающего к церкви корпуса прятался верхний ярус полуразрушенной колокольни и валялись ржавые кресты храма. На одной из стен красовалась большая надпись “No pasaran”, оставшаяся после одного из множества снимавшихся здесь фильмов – это было одно из самых фотогеничных и одно из самых романтических мест в городе.
В 1996 году началась «реконструкция» Теплых рядов. Был разработан проект устройства на этом месте трехъярусного элитного гаража на 700 машиномест. По решению правительства Москвы часть строений (примерно 60 %) снесена.
В 1996-м начали сносить Главный корпус, выходящий на Ильинку, прежде занимаемый Метростроем.
А. Можаев: Прохожие разевали рты - на глазах у всех бульдозер раскатывал абсолютно надежные стены с мощными кирпичными сводами, выворачивал лиственичные балки чуть ли не метровой толщины. На улицу выходил транспарант «Реконструкция памятника архитектуры». Снос Теплых даже сторонним зрителям казался безумием, не говоря о том, что при этом они официально охранялись государством. Однако органы охраны лишь уныло отмахивались: "Да о чем тут говорить, стройка-то лужковская..." При сносе зачем-то была сохранена часть торцевой стены.
Успешная «реконструкция» до основания была завершена в стахановские сроки. При этом назвали все это… «частичной разборкой» (отсюда и лицемерно сохраненная часть стены). Вот только бетон супротив кирпича оказался еще хуже, чем Каштанка супротив человека. Не прошло и семи лет с окончания строительства, а аккуратненьких, «новодельных» углов уже нет – обсыпались. Видимо, требуется повторная «реконструкция». Это хорошо – «реконструкторы» не сидят без дела, создавая городу новые рабочие места.
Строение Ильинка, 3/8, 2 снесено полностью и безвозвратно. Что стало с разобранной кованно-литой открытой галереей, ранее опоясывающей внутренние корпуса, не знает никто кроме, возможно, тех, кто ее разобрал.
Между делом, храм Ильи Пророка был освобожден от многочисленных арендаторов и передан верующим. Древняя постройка, изношенная многочисленными переделками, нуждалась в срочной и очень серьезной реставрации. В конце 1997 года начались серьезные научные работы, проводившиеся мастерской "Конев и партнеры". Оказалось, что древнейший из сохранившихся храмов Китай-города, казалось бы бесследно исчезнувший еще в XVII веке, подлежит совершенно достоверному научному воссозданию - безвозвратно утрачено лишь завершение. Среди невнятного кирпичного месива были найдены и завершения порталов, и апсиды необычной граненой формы, и, что совсем уж неожиданно, остатки двух несохранившихся глав над ними.
А «реконструкторы», поглотив один корпус, принялись за два следующих, один из которых примыкал к церкви. Ряды были снесены до основания, но их сводчатые подвалы остались на месте. Поначалу был проект сохранить их под строящейся новостройкой и устроить там археологический музей, чтобы показывать в нем деревянные мостовые проходившей здесь когда-то Певческой улицы. Однако власти предпочли подарить городу очередной многоуровневый паркинг. Подвалы уничтожены, сохранена лишь обнаруженная в них стена жилого корпуса Новгородского подворья конца XVII века. Стена была распилена на части, буквально вынесена из-под бульдозеров и перенесена к церкви. Да еще остались несколько помещений со стороны Ильинки, где будет устроен лапидарий (выставка старинных надгробий), который станет оформлением подземного перехода, связующего чудо-паркинг с Гостиным двором.
А. Можаев: Пока рыли котлован новостройки, окончательно разъехалась сама церковь - практически раскололась надвое и держалась лишь за счет поддерживавших ее примыкающих корпусов. Героические протиаварийные работы, проведенные инженером-реставратором Г.Б. Бессоновым, фактически спасли храм (ведь аварийность нынче часто служит достаточным предлогом для сноса памятников). В данный момент реставрация продолжается, хотя и весьма медленно.
На месте снесенных корпусов выстроена гигантская автостоянка, с надписью «ГАРАЖЪ» на фронтоне, обращенном как раз во двор храма. Инвесторы ООО «Инвест-Паркинг» пытались воспроизвести формы XIX века, но новостройка настолько груба, что в соседстве с сохранившимися подлинными фрагментами выглядит жалкой пародией. Ее высота значительно завышена за счет глухой надстройки, изуродовавшей перспективу Хрустального переулка.
Последние два корпуса Теплых рядов по Богоявленскому переулку отселены, но еще не разрушены. Мощные стены, галереи, потрясающие сводчатые подвалы - судьба их висит в воздухе. Комиссия по охране памятников смогла отсрочить их потерю только на год. Будущей весной отсрочка заканчивается… Что дальше – снос или тот же снос, но «реконструкция»? Рассматривалось предложение объединить корпуса вместе и надстроить мансардой, то есть даже при сохранении памятника узнать его будет уже невозможно.
Странна и непонятна русская душа: где торговище, там непременно требует она и церковь. Некто Клим Мужила решил, что негоже стоять монастырю без ладной церкви, да и построил последнюю. Времена меняются. Где «Гаражъ», там ни церковь, ни торговые ряды не нужны. И впрямь, зачем подлинники, если есть замечательная буква «Ять» на конце новенькой вывески? Она заменит все и позволит новым хозяевам предаться ностальгии по временам ушедшим. «Комплексное развитие туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы» - это серьезно.
* - Эта история никогда бы не была столь полной, если бы не архитектор, переживающая «отсрочку исполнения приговора» последним корпусам как личную трагедию, и не Александр Можаев, предоставивший такое яркое описание, что пришлось ставить его отдельно, вкраплениями «прямой речи». О чем ничуть не жалею и обоих рассказчиков искренне благодарю. В том числе, и за предоставленные фотографии.