Напротив нарядных ворот Зачатьевского монастыря на Остоженке стоит мрачное, перекошенное, затянутое в сетку строение с забитыми окнами и провалившейся крышей. Уже много лет в нем живут бомжи и собаки. А между тем, по документам эта развалина носит гордое имя: «Объект культурного наследия № Ф746 арх., 275 ист., Остоженка, 19, стр. 2.» Архитектурная ценность объекта обусловлена его древним происхождением, историческая — славными страницами биографии.



Планировка, впоследствии испорченная коммунальными перегородками, сочетала в себе анфиладный и коридорный принципы. Во втором этаже сохранились фрагменты потолочной лепнины и разбитые печи конца XIX века. К северному (тогда садовому) фасаду была пристроена уютная галерея на колоннах, разобранная в 1930-е.

Трудно сказать, зачем при перестройке дома все окна были забраны решетками, может быть это связано с тем, что в 1816-17 годах здесь размещался съезжий двор Пречистенской части.
В 1846 году Киреевский продал дом, чтобы помочь изданию сборника народных песен.


В конце 1980-х планировалась реставрация памятника, о которой теперь напоминает лишь груда свежего кирпича в подвале и одна вычиненная нишка. С тех пор дом пустует, несколько раз горел. Трещины в стенах растут на глазах, южная часть здания грозит обрушением. Несколько лет назад собственником здания стал Зачатьевский монастырь, однако никаких противоаварийных действий так и не последовало, очевидно потому, что монастырь сейчас увлечен более интересным проектом — воссозданием утраченного собора. Дом Киреевского по-прежнему никому не нужен.
Автор текста Александр Можаев
*Отдельное спасибо Центру историко-градостроительных исследований за предоставленные материалы.
Войдите или зарегистрируйтесь для оставления комментария