Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2019

Улица Пречистенка, д. 32. Гимназия Поливанова

30-го Сентября 2009
Если идти по Малому Левшинскому переулку, то по левую руку, в пяти шагах от Пречистенки, обязательно увидите выразительную картинку: уцелевшую половину ворот с прилепившимся рядом овощным ларьком, миновав которые, можно попасть во двор величественного трехэтажного особняка, что числится домом № 32 по Пречистенке. И здесь вы неожиданно оказываетесь в странном, истинно старомосковском пространстве, удивительно контрастном даже нынешней Пречистенке, далеко не самой шумной из центральных улиц Москвы.
Полукруглые строения во дворе дома на Пречистенке, 1980-е годы.
Полукруглые строения во дворе дома на Пречистенке, 1980-е годы.
Двор замыкают два исключительно живописных полукруглых, двухэтажных строения, верхние этажи которых деревянные, а низ – открытая аркада на белокаменных колоннах. Галерея завалена старой мебелью, санками, вениками, прямо отсюда – двери в квартиры, на одной из них уже почти антикварная табличка: «Газовый ввод. Ключи в диспетчерской. ЖЭК». Между домами «схоронилось» странноватого вида зданьице, в котором вряд ли кто теперь угадает остатки домовой церкви. Уцелели, на удивление, и закрепленные на главном доме старые фонари, и потемневшие от времени львиные морды, безучастно взирающие на редких прохожих… О том, что чужие здесь появляются нечасто, свидетельствует спокойно вывешенное жильцами белье и роскошно ленивые, непуганые кошки. Лишь в последнее время стали появляться здесь экскурсанты, в основной массе своей почитатели творчества Булгакова.
Между тем двухэтажные полукруглые дома, в одном из которых до сих пор живут, в другом, отреставрированном не так давно, поместились художественные мастерские, по сути, бывшие одноэтажные конюшни, часть большой классической усадьбы. Усадьба эта была перестроена, точнее, возведена заново в классическом стиле вскоре после пожара 1812 года, на месте сгоревшей старой усадьбы Талызиных. Вся новая застройка была каменной. Главный Т-образный дом, что стоит по красной линии Пречистенки, строился с 1817 по 1820 год; по некоторым данным, автором проекта является известный архитектор Ф.К.Соколов – один их тех, кто восстанавливал Москву. Усадьба для нового владельца, гвардии корнета Павла Яковлевича Охотникова, получилась величественной, почти дворцом. Уличный фасад главного дома был украшен восьмиколонным портиком, поставленным на цоколе и увенчанным фронтоном с лепниной в тимпане. Арочные проезды по сторонам дома во двор, флигели, дворцовые службы во внутреннем дворе (конюшни, каретный сарай), домовая церковь…
Когда в Малом театре ставили грибоедовскую комедию «Горе от ума», именно интерьеры дома по Пречистенке легли в основу декораций, созданных знаменитым Евгением Лансере.
В 1879 году усадьба перешла к потомственным почетным гражданам купцам Пеговым. Они и владели ею вплоть до 1915 года (по некоторым данным – вплоть до революции). Однако не купец прославил этот дом, а тот, кто арендовал его в 1882 году (первое упоминание в Адрес-календаре Москвы)…
Современный вид бывшей гимназии Поливанова, 2006 год.
Современный вид бывшей гимназии Поливанова, 2006 год.
«В семидесятых годах прошлого века двумя выдающимися педагогами того времени — Софьей Александровной Арсеньевой и Львом Ивановичем Поливановым — были учреждены в Москве в районе Пречистенки две гимназии: Арсеньевская и Поливановская. Связь между этими школами была самая тесная; если сыновья учились у Поливанова, дочерей отдавали к Арсеньевой. Преподавание было в большинстве случаев общее, почти все учащиеся знали друг друга и, начиная с 6-го класса, между ними возникали юношеские романы. Бывали случаи пересылки записок в карманах пальто математика А.А.Игнатова, который, переходя с урока на урок, не подозревал, что играет роль почтового голубя». (Из воспоминаний Т.А.Аксаковой).
Еще одно сохранившееся свидетельство тех лет: «Заведение это учреждено в 1868 году в Москве при содействии многих лиц педагогического сословия, которые соединили здесь свои силы не случайно. Но, проникнутые живым педагогическим интересом и общим убеждением, что серьезных результатов школа в состоянии достигнуть только тогда, когда преподаватели ее, образуя правильную коллегию, ведут дело обучения и воспитания под условием внимательных совокупных наблюдений за его ходом…»
Бывшая гимназия Поливанова, вид на двор, 2007 год.
Бывшая гимназия Поливанова, вид на двор, 2007 год.
Частные гимназии начали открываться в России с 1856 года, в 1871-м правительством была определена система гимназического курса. Мужскую гимназию Лев Иванович Поливанов учредил вместе с коллегами из 4-й гимназии, где он преподавал русскую словесность в 30-летнем возрасте. В 37 лет он вышел в отставку и полностью посвятил себя гимназии. Кстати, преподаватели именно этой гимназии прославились своими новыми учебными программами, именно здесь учителя работали по 20 и более лет. Плата за обучение была высокой: по воспоминаниям бывшего воспитанника В.К.Икова, 180 рублей в год в младших классах, 250 – в старших (против 50 рублей в казенных учреждениях). Естественно, что учились в частной гимназии дети именитых и богатых родителей, в основном дворянского сословия. Но, получив завидное образование, дети состоятельных родителей не превращались в бездумных прожигателей жизни. Напротив, выпускники Поливановской гимназии известны были по всей России и – даже – по всему миру!
«Мы имели перед глазами образец такой школы, так называемый Катковский лицей, – вспоминал В.К.Иков прославленную «альма-матер». – … образцовый питомник для разведения будущих административных и магистратурных щедринских помпадуров разных рангов… Сюда стекались представители золотой молодежи, потерпевшие крушение в своей учебной карьере в казенных гимназиях… В лицее мало интересовались вопросом о том, видел ли данный ученик Ермолову в роли Марии Стюарт… Здесь, в лицее, взращивали чиновников для государственной службы»…
Актовый зал музыкальной школы, которая теперь помещается в здании гимназии, 2006 год.
Актовый зал музыкальной школы, которая теперь помещается в здании гимназии, 2006 год.
Гимназия занимала главный, трехэтажный дом. Из-за расположившегося в особняке учебного заведения, помещения второго этажа, где размещались классы, были перепланированы. Тогда же была встроена ажурная чугунная лестница, украсившая собой парадный вход. Нижний этаж заняли гардеробная, служебно-хозяйственные помещения и учебные кабинеты. На втором располагалась квартира Поливанова, основные классы, двусветный рекреационный зал с мраморными колоннами, за которыми помещались гимнастические снаряды и учительская. На третьем этаже были дортуары, столовая для пансионеров и две учебные комнаты, где занимались ученики 1–3-х классов. Во время большой перемены их сводили всех вниз, в общий зал, где они и проводили время под присмотром старшего надзирателя. Каждый урок длился 50 минут, затем десятиминутная перемена и в 12 часов объявлялась большая, часовая перемена. В гимназии не было обязательной униформы и не нужно было «творить» молитву в общем зале. Как удалось Поливанову разрешить такие вольности, не понятно.
Из стен Поливановской гимназии вышли очень многие известные люди, среди них писатели, философы и поэты – Владимир Соловьев, Валерий Брюсов, Андрей Белый (посвятивший гимназии целую главу своих воспоминаний), Максимилиан Волошин, художник Александр Головин, чемпион мира по шахматам Александр Алехин. Сюда же отдал учиться своих сыновей и Лев Николаевич Толстой. Говорили, что он приходил в гимназию и спорил в коридорах с преподавателями о русской словесности.
После смерти Льва Ивановича Поливанова в 1899 году учебное заведение возглавил его сын, Иван Львович. Постепенно гимназия стала утрачивать знаменитый поливановский дух. Некому уж было устраивать из урока спектакль, не стало прежней души у любительского театра, т.н. «шекспировского кружка». Да и ратовать за не самых прилежных, но умных учеников тоже стало некому…
Андрей Белый посвятил гимназии целую главу своих воспоминаний.
Андрей Белый посвятил гимназии целую главу своих воспоминаний.
В 1915 году дом переходит богатой лесопромышленнице В.И.Фирсановой. При ней он перестраивается по проекту архитектора А.И.Таманяна, который переделывает интерьеры второго этажа, фасады. Арочные проезды во двор закладывают еще раньше – где-то в конце XIX века. Вновь устраивается концертный зал (бывший рекреационный): эстрада в виде греческого портика, кариатиды между окнами второго этажа (росписи принадлежат кисти художников А.Е.Яковлева и В.И.Шухаева). Каменная ограда, от которой, кстати, и сохранилась половина нынешних ворот, также была поставлена Таманяном.

В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная Академия художественных наук (ГАХН). А с конца 1924 года здание на Пречистенке довольно крепко уже связано с именем Михаила Булгакова.
Михаил Афанасьевич был знаком со многими сотрудниками ГАХН, ставшей своего рода последним оплотом русской интеллигенции. Здесь работали филолог Николай Лямин (заведующий кабинетом теоретической поэтики), философ и литературовед Павел Попов, историк Александр Габричевский, художник группы «Бубновый валет» Борис Шапошников, которому Петербург обязан Музеем Пушкина на Мойке, а Москва – музеем дворянского быта на Собачьей площадке, и другие известные люди. Судьба не баловала их.
В конце 1920-х, в рамках Государственной Академии художественных наук, был создан Музей кино. В 1930-м ГАХН расформировали – или, согласно БСЭ, преобразовали в Государственную академию искусствознания. Павел Попов был исключен из ГАХН и, «как представитель эксплуататорских классов», в сентябре 1931-го вместе с женой выслан в Ленинград, где работал в Институте русской литературы (Пушкинском доме) АН СССР. В феврале 1932-го, с помощью А.И.Толстой, он получил разрешение вернуться в Москву. Пострадали в те времена и многие другие образованные люди, к кому у новой власти были претензии.
Сейчас историю этого дома в 1920-х годах на своих экскурсиях рассказывает внук Шапошникова – Михаил Борисович Шапошников, зав.отделом Серебряного века Государственного Литературного музея.
Бывшая гимназия Льва Поливанова, вид со двора, 1970 год.
Бывшая гимназия Льва Поливанова, вид со двора, 1970 год.
Оставило время свой след и на поливановском доме. В 1930-х годах полукруглые конюшни (в Москве, по мнению краеведов, таких больше не найти) были надстроены вторым этажом и приспособлены под жилье. В 1963-м главный дом реставрировался. Предполагалось, что здесь разместится магазин книг по искусству и художественный салон. Теперь в доме по Пречистенке помещается Детская художественная школа № 1 и Детская музыкальная школа № 11 им. В.И.Мурадели. В 2004-м музыкальная школа отметила свое 85-летие. По этому случаю на первом этаже была представлена экспозиция родословной Поливанова, которая насчитывает несколько столетий, а берет она свое начало от древних татарских ханов!..
Современный вид бывших
Современный вид бывших "полуциркулярных служб", фото В. Ярошевича, 2007 год.

В строении 2 последние 30 лет находилась творческая мастерская Саввы Ямщикова, в строении 7 – мастерская академика, живописца, монументалиста Олега Филатчева. К сожалению, вот уже 15 лет длится запутанный имущественный спор. Под удар попали именно художественные мастерские. Еще 3 июля 2009 года Москомнаследие заверяло, что готово продлить договорные отношения с Союзом художников на мастерские по адресу Пречистенка, 32, стр. 2 и стр. 7, и что даст художникам, занимающим эти мастерские, возможность продолжать работать. Однако вслед за этим пришли почтовые уведомления о том, что мастерские необходимо освободить в срок до 15 августа 2009 года. Художники переполошились.

По счастью, в день «Ч» Москомнаследие снова подтвердило свои намерения. Правда, договор так до сих пор и не перезаключен. Однако, хочется надеяться, что сохранившиеся «полуциркулярные службы» еще долго будут обрамлять удивительный поливановский дворик с одною половинкою ворот, которая стала достопримечательностью наших дней. Но кто поручится, что этот чудесный уголок будет существовать и завтра?

Сайт художников: vbede.ru 

Фотогалерея