Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2024

Улица Воздвиженка, д.10. Реквием Военторгу

19-го Сентября 2003
Иногда кажется, что список утраченных в последние годы домов станет бесконечным. 25 августа строители начали разбирать здание Военторга на Воздвиженке. Комиссии заседают, министры пишут письма, столичные власти огрызаются, а дом теряет перекрытие за перекрытием.
Правительственная телеграмма Мэру Москвы Юрию Лужкову:
Уважаемый Юрий Михайлович!
Обращаюсь к Вам как к рачительному хозяину города и трезвому политику. Принятое правительством Москвы решение о сносе здания Военторга на Воздвиженке не может быть расценено иначе, как акт государственного вандализма в отношении исторического наследия нашего города. Это уникальное здание, построенное в начале 20 века в стиле модерн, многие десятилетия являлось символом архитектурного облика Москвы даже в большей степени, чем уже обреченное на снос здание гостиницы «Москва». Мои встречи в последние дни с творческой интеллигенцией столицы позволяют говорить о всеобщем возмущении и негодовании по поводу планов Правительства Москвы по сносу здания Военторга.
После этого акта вандализма говорить о каком-либо сохранении в Москве объектов культурного наследия будет просто невозможно. Убедительно прошу Вас отменить принятое решение и остановить разрушение исторических памятников столицы.
Министр культуры Российской Федерации М. Е. Швыдкой.
Ответ Юрия Лужкова, из передачи «Вести-Москва».
— Военторг — это развалина, не являющаяся памятником архитектуры. По заключению серьезных комиссий еще 90-х годов износ всех конструкций Военторга составляет 75 процентов, а несущая способность Военторга снижена на 82 процента. А девятый вал, который поднял Михаил Ефимович Швыдкой, — это политическое мероприятие. Нам очень хочется, чтобы министерство культуры приходило в город по другим объектам. …Но их не видно. Их не видно и в доме Пашкова, который стал уже притчей, их не видно и в Царицыно… Но там, где мы начинаем что-то делать, они начинают возражать. После того, как мы приводим в порядок памятники истории и культуры, они начинают предъявлять свои права. Это абсолютно негодная линия. Нужно заниматься не формированием политических бурь, а самой работой.
Дом Экономического общества офицеров на Воздвиженке в Москве. Интерьер. Архитектор С.Залесский.
Дом Экономического общества офицеров на Воздвиженке в Москве. Интерьер. Архитектор С.Залесский.
Простому рабочему платят деньги не за то, чтобы он ежеминутно думал, что уничтожает молотком произведение искусства. Он получает зарплату за качественно сделанную работу…
В начале 18 века тут располагались два двора: один, на углу Большого Кисловского переулка, принадлежал Федору Стрешневу, другой — по правую сторону от него — Ивану Матюшкину. Похоже, Иван Матюшкин оказался удачливее соседа и, в итоге, стал хозяином обоих владений. В 1765 году усадьба, объединившая оба двора, была продана князю Голицыну. Каменные палаты сложной уступчатой формы чудом уцелели в пожаре 1812 года, в середине 19 века перестраивались, в начале 20-го были включены в комплекс зданий Экономического общества офицеров. Под снос они попали только сейчас.
В конце 1850-х годов дома перешли во владение богача-золотопромышленника Ивана Базилевского, он сдавал их жильцам. Сплетничали, что домовые доски сделаны из чистого золота и стерегутся дворниками день и ночь.
На самом деле, фамилия Базилевских была гордо выложена золотом на доске перед домом. И именно ее денно и нощно стерегли дворники, дабы не украли.
Позже золотопромышленник выстроил позади главного дома отдельное трехэтажное здание с меблированными комнатами под аренду. А в главном доме в октябре 1889 года открылся Литературно-художественный кружок. Его открытия, места, «где было бы возможно чувствовать себя свободно, отдыхать и общаться со своими людьми, с товарищами по стремлениям, попросту и без церемоний, как в своей семье» (так писал Николай Дмитриевич Телешов, основатель литературных «телешовских» Сред), ждала вся московская творческая интеллигенция.
В литературе указания на точный адрес — «угол Большого Кисловского и Воздвиженки».
«Чувствовать себя свободно» помогал буфет, расположенный в подвале. Там стояла огромная дубовая бочка с остроумно переделанной латинской надписью — «in pivo veritas» («истина в пиве»). Сергей Борисович Залесский стал архитектором Экономического общества офицеров Московского военного округа в 1906 году. В 1910-м его проект зданий общества получил премию, учрежденную Московской городской Думой. Чертежи торгового дома опубликованы в «Ежегоднике современного зодчества и декоративного искусства» за 1912 год. На рисунках кавалеры прогуливаются с дамами по просторной, эффектной лестнице, перекрытой световым фонарем. На страницах этого ежегодника появлялись чертежи только тех строений, что имели высокую архитектурную ценность. Под рисунками подпись: «здание возводится».
Вероятно, по окончании строительства в 1913-м, Торговому дому офицеров была бы посвящена отдельная статья Ежегодника. Но, к сожалению, ежегодники, датированные годами 1913-м и далее, не сохранились в библиотеках.
Дом Экономического общества офицеров на Воздвиженке в Москве. Архитектор С.Залесский.
Дом Экономического общества офицеров на Воздвиженке в Москве. Архитектор С.Залесский.
Проект Залесского — яркий образец стиля модерн. Он действительно тяготеет к образности поздних построек австрийского архитектора Иржи Ольбриха, но не повторяет их, как это было написано в некоторых газетах, вставших на позицию сноса «Военторга».
Главная тема фасадов здания — вертикализм всех его составляющих: эркеров, узких окон, вертикальных тяг узора балконных решеток. Кульминацией этой вертикальной устремленности здания являлась башня (ее уже нет), отмечающая его угол, разделенная узкими вертикальным лопатками и имевшая геометрически простое, кубообразное завершение. Вход в сооружение (пока сохранился, исчезнет к 1 ноября) также отмечен в силуэте постановкой ступенчатого аттика и двух кубов, прорезанных узкими проемами и покрытых полусферами. Он украшен фигурами древнерусских воинов. «Художественно ценные фасады», павлины также уничтожены.
Кстати, в левой части дома в 20-х годах помещался ЦК комсомола, под самой крышей находилось общежитие писателей — членов объединения «Молодая гвардия». Тут жили А. И. Безыменский, Артем Веселый, А. А. Жаров и другие. С 1923 года по 1937 одну из квартир дома занимал выдающийся венгерский коммунист Бела Кун.
В 30-х годах здание реставрировалось и перестраивалось, но весьма бережно и аккуратно. Со времени постройки до 1994 года включительно оно принадлежало военным ведомствам — царским, затем советским. И, что примечательно, назначения своего — военный универмаг — не меняло. Великолепная лестница известна и печальным событием: 6 ноября 1956 года на ней умер один из величайших архитекторов современности Иван Леонидов. «Он пошел покупать подарки к празднику и на лестнице ему сделалось плохо… была острая сердечная недостаточность…» Иван Леонидов знал яркую прижизненную славу и глубокое забвение. Судьба подарила ему массу нереализованных проектов и одну постройку — лестницу в санаторном парке в Кисловодске. Его проекты опережали время, его идеи реализуются сейчас. А тогда даже существовал термин с уничижающим оттенком «леонидовщина». Конструктивизм был не в чести. Судьбы Залесского и Леонидова в чем-то схожи. Революция помешала написанию трудов о ценности Военторга, в те годы было не до изучения архитектуры. Множество документов вообще уничтожено. Но теперь этот факт, перевернув с ног на голову, используют столичные чиновники: мол, видите, как мало упоминаний о Военторге? Значит, и ценности никакой. О биографии Залесского известно крайне немного: родился в Костроме в 1867 году, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, получил звание неклассного художника архитектуры. С 1906 — архитектор экономического общества офицеров Московского военного округа. С 1911 — архитектор Мариинского училища. Не установлена даже дата смерти. Его конкурсные проекты, наподобие зданий Экономического общества офицеров МВО, такие как доходный дом Лямина, дома Московского городского кредитного общества также получали первые премии. Работы в Москве: училище в Плетешковском переулке, ряд доходных домов, колокольня Троицкой церкви в Яхроме и некоторые другие. Самая известная — Военторг — скоро станет памятником памятнику…
«Военторг», начало разборки здания. Сентябрь 2003 года.
«Военторг», начало разборки здания. Сентябрь 2003 года.
Больше всего в эти дни около разбираемого здания иностранцев. Они фотографируют, восклицают, удивленно качают головами и цокают языками.
Они не могут понять преимущества шестиэтажного типичного торгового центра с подземным паркингом над красивейшим памятником архитектуры.
Не могут они понять и того, как такое здание могло уйти в частные руки, и почему его понадобилось доводить до плачевного состояния.

А у нас часто так делается: открыть, оставить на несколько лет и вот, пожалуйста, здание аварийное — надо сносить. Земля-то нынче дорога. Особенно возле Кремля.