В начале 1820-х годов здесь жили братья П. и М. Критские, организовавшие в 1827 г. кружок, который вслед за декабристами выдвигал задачи “о преобразовании России”. Затем владение перешло к князю В. А. Черкасскому. Его «салон» вошел в историю: по воспоминаниям мемуариста, «князь Черкасский в глазах москвичей окружен был некоторым ореолом, благодаря своей деятельности по крестьянской реформе. Раз в неделю у Черкасских были "разговорные" вечера - жили они в своем доме, в Чернышевском переулке. И на эти вечера собирался самый цвет московской интеллигенции…».

- Там сидят копченые сиги.

А за стеной, в таком же коробке, жил Илья Ильф. Его приятель и соавтор Евгений Петров вспоминал, что «нужно было иметь большое воображение и большой опыт по части ночевок в коридоре у знакомых, чтобы назвать комнатой это ничтожное количество квадратных сантиметров, ограниченных половинкой окна и тремя перегородками из чистейшей фанеры. Там помещался матрац на четырех кирпичах и стул. Потом, когда Ильф женился, ко всему этому был добавлен еще и примус. Четырьмя годами позже мы описали это жилище в романе "Двенадцать стульев" в главе "Общежитие имени монаха Бертольда Шварца"».
Действительно, существенная часть романа происходит в «Общежитии имени монаха Бертольда Шварца», то есть в редакции «Гудка». Именно здесь находят московское пристанище охотники за стульями, а разъяренный Воробьянинов лишает жизни бедного Остапа, но «...Ипполиту Матвеевичу удалось не запачкаться в крови. Вытирая пиджаком каменную стену, он прокрался к голубой двери и на секунду снова посмотрел на Остапа. Тело его два раза выгнулось и завалилось к спинкам стульев. Уличный свет поплыл по черной луже, образовавшейся на полу».


О "Русских ведомостях", "Гудке", Ильфе и Петрове, Олеше и других теперь в Вознесенском, видимо, призвано напоминать меньшее крыло гостиницы "Марриотт". То же количество окон, два этажа... И собственно, все. На этом сходство заканчивается. Гиды, ведущие группы по Москве Ильфа и Петрова, от безысходности довольствуются этим: показывают старую фотографию и рассказывают, что тут было когда-то. А могло бы быть и сейчас. Если бы в 2002-м не началась бездумная стройка, смахнувшая дома как аварийные, старые и малоценные.
Войдите или зарегестрируйтесь для оставления комментария