Возрожденное наследие Северной столицы
Начало прогулки: 08:15
Длительность: 2 дня
Окончание прогулки: 24 Ноября
Место встречи: Откроется после записи, если вы находитесь не в резервном списке
Стоимость: 25 400 р.
23 – 24 ноября с историками архитектуры Андреем Чекмаревым и Алексеем Слезкиным мы запланировали уникальное путешествие по Санкт-Петербургу и области. За два дня мы предлагаем изучить как частью забытые, частью заброшенные, ставшие в какой-то период истории нашей страны ненужными или классово чуждыми, или просто разрушенные во время Великой Отечественной войны шедевры архитектуры и искусства обретают новую жизнь. Это будет своего рода экспертный обзор того, что за последние годы было воссоздано заново, масштабно отреставрировано или же в принципе основано, если говорить о музеях.
Мы увидим возрожденные монастыри, усадьбы, летние дворцы и церкви, оценим результаты масштабных работ по восстановлению не только фасадов, но и интерьеров, познакомимся с научной реставрацией и вариантами воссоздания утраченного, посетим интересные по своему замыслу и коллекциям музеи, в том числе частный музей христианской культуры. Именно здесь есть отдельный зал изделий фирмы Фаберже с экспонатами, в числе которых, вызвавшие ряд острых дискуссий в экспертной среде, три пасхальных яйца.
Нам кажется, что это будет интересный опыт. Присоединяйтесь!
Наша программа
23 ноября, суббота
07.30 – сбор группы.
08.30 – Новодевичий монастырь. Он наследует первой женской обители Петербурга – Воскресенскому Смольному монастырю, упраздненному еще в 1822 году. По указу Николая I в 1845 монастырь был возрожден сначала на Васильевском острове, а в 1849 переведен на современное место и к 1854 отстроен по проекту Н.Е. Ефимова как единый симметричный комплекс в русско-византийском стиле, состоящий из Воскресенского собора, келий и двух храмов при них с шатровыми колокольнями. Последним и самым ценным в художественном отношении дополнением ансамбля стала Казанская церковь в модернизированном византийском стиле (1908-1912, арх. В.А. Косяков), оставшаяся недоотделанной и неосвященной. Возрождение его началось в 1990-е с открытия Казанской церкви.
09.45 – Пулково. Пример полного воссоздания разрушенного во время боёв за Пулковские высоты в 1943 году памятника архитектуры. Церковь Смоленской Богоматери – единственное, пусть и в копии, напоминание о целой группе компактных сельских храмов в палладианском стиле, спроектированных и построенных по заказу Екатерины II недавно приехавшим в Россию архитектором Джакомо Кваренги. Воссоздание на новом месте (в 50 м от прежнего) осуществлено в 2011-2016 по проекту арх. Р. Даянова и бюро «Литейная часть-91», иконостас в общих чертах повторяет первоначальный, созданный Д. Кваренги, но академический стиль икон, некогда написанных худ. И.А. Акимовым, заменен на древнерусский.
10.30 – Пушкин. Пример завершенной к 2019 году реставрации сильно поврежденного в годы войны интерьера – Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца. Храм был заложен в северном торце дворца в 1746-м в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, освящен в 1756 году. Интерьер создавался по замыслу арх. С.И. Чевакинского и Ф.Б. Растрелли, в создании резного и живописного убранства принимали участие Г.-Х. Гроот, И. Вебер, Г. Пренер, М.Н. и Ф.Н. Колокольниковы, И.П. Аргунов, Д. Валериани. В 1820 храм сильно пострадал от пожара и восстанавливался по проекту архитектора В.П. Стасова художниками В.К. Шебуевым, А.Е. Егоровым и Д. Антонелли, привнесшими классицистические элементы. После был еще один пожар, а во время ВОВ в период оккупации Пушкина в 1941-1944 в церкви был устроен гараж, внутреннее убранство было разграблено. Большая реставрация прошла в 2015-2019 годах, после чего храм стал объектом экскурсионного показа.
Еще один объект, который мы посмотрим, это Екатерининский собор. Воссозданный главный городской храм Царского Села. Первоначально был построен в 1835-1840 по проекту К.А. Тона. В 1938 закрыт, в 1939 взорван. В 2006-2010 собор выстроен заново под рук. арх. А. В. Михалычева.
13.00 – обед.
15.00 – Павловск. Здесь нас ждет недавно отреставрированная, но пока не используемая и не открытая для посещений усадьба графини Ю.П. Самойловой – яркий образец ранней эклектики от архитектора А.П. Брюллова. Место известно с XV в. как новгородский Славянский погост Водской пятины. В 1632 здесь была шведская усадьба Карлберг, принадлежавшая Карлу Карлсону Юлленъельму – незаконнорожденному сыну короля Карла IX. Петр I в 1708 переименовал Карлберг в Славянскую мызу и подарил ее Екатерине I, которая передарила имение своему брату Карлу Скавронскому. При его сыне Мартыне Карловиче в сер. XVIII в. возникла новая усадьба с каменным домом и парком, в 1776 ее владельцем стал граф Павел Мартынович Скавронский. После его смерти в 1794 усадьба была унаследована вдовой Екатериной Васильевной, вышедшей замуж за графа Джулио Литту. Литта перестроил дом в «готическом стиле. В 1829 владелицей стала дочь Е.В. Скавронской графиня Юлия Павловна Самойлова, создавшая новую усадьбу по своему вкусу и назвавшая ее Графской Славянкой.
После революции в усадьбе разместили колонию беспризорников, в годы войны в доме находилась штаб-квартира испанской «Голубой дивизии». Усадьба сильно пострадала от обстрелов и к 1990-м находилась в руинированном состоянии. В 2012 продана частному лицу, проведена реставрация с дальнейшим приспособлением под отель. Церковь, некогда имевшая брюлловский иконостас и иконы, была закрыта в 1938 и вновь открыта в 1941, утратила в ходе военных действий купол и верх колокольни. Полная реставрация проведена в 2007-2011 годах.
16.45 – Выра. Музей «Дом станционного смотрителя», открывшийся в 2022 г. с обновленной экспозицией. Единственный в своем роде музей литературного героя, созданный на основе повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» в 1972 г. в здании почтовой станции. С 2018 музей был закрыт на реставрацию.
По окончании возвращение в Санкт-Петербург, отдых в гостинице.
24 ноября, воскресенье
08.00 – завтрак.
09.00 – выезд из отеля.
09.40 – католическая церковь Посещения Девой Марией Елизаветы. Построена по проекту Н.Л. Бенуа в 1856-1859 годах как капелла на, основанном в 1855-м по протекции герцога Максимилиана Лейхтенбергского, католическом Выборгском кладбище. В 1879-м, после строительства колокольни, освящена как церковь. Была расписана художником Адольфом Шарлеманем. На кладбище были похоронены художники Фёдор Бруни, Луиджи Премацци, Адольф Шарлемань, секундант Пушкина Константин Данзас, керамист Леопольд Бонафеде, композитор Цезарь Пуни, архитекторы Иосиф Шарлемань и Аполлинарий Красовский и многие другие известные петербуржцы-католики. Сам Николай Бенуа похоронен в 1898 в склепе духовенства под костелом, там же находятся могилы графов Потоцких. В 1938 году храм был закрыт, в нем размещалось картофелехранилище, затем промышленная лаборатория, шатер башни был сломан. С 2005 храм снова действует, внешняя реставрация проведена в 2016-2017 годах.
10.40 – киновия Александро-Невской лавры. Киновия (скит) основана митрополитом Михаилом в 1820 году на земле, подаренной лавре Петром I еще в 1714-м. В 1862-1868 по проекту арх. Г.И. Карпова построена Троицкая церковь в русско-византийском стиле. Иконостас по эскизу Карпова сделал охтинский резчик И.Е. Абросимов, иконы для него написал академик И.А. Тюрин. После закрытия в 1935 храм был обезглавлен и разделен перекрытиями на этажи. В 2015-2019 годах силами Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге проведена полная реставрация, вернувшая исторический облик.
11.30 – церковь Иконы Богоматери Всех скорбящих радости «с грошиками». Пятиглавая с шатровой колокольней церковь при стеклянном заводе была выстроена в эклектичном русском стиле в 1894-1898 по проекту арх. А.И. фон Гогена и А.В. Иванова на месте сгоревшей от удара молнии деревянной Тихвинской часовни, от которой уцелела святыня – образ Богоматери «Всех скорбящих радость» «с грошиками» – мелкими медными монетами от пожертвований, оставлявшимися в ящике при киоте и прилипшими при пожаре к образу. С тех пор икона считается чудотворной.
В 1913 храм был заново расписан худ. С.Т. Шелковым по эскизам А.П. Аплаксина. В 1900-1904 по проекту Г. Г. фон Голи напротив церкви выстроен дом причта (ныне пр. Обуховской обороны, 33). В 1906-1908 специально для почитаемого образа по проекту фон Гогена была выстроена взамен деревянной часовня, интерпретирующая формы придела московской церкви Рождества Богородицы в Путинках. Мозаики на фасадах выполнены в мастерской В.А. Фролова. В 1911 возле часовни была похоронена известная странница и богомолка Матренушка-босоножка, в миру Матрена Петровна Мыльникова. После закрытия и сноса храма в 1933 часовня была освящена как церковь, в 1938 закрыли и её. Икона после этого находилась в церкви «Кулич и Пасха». Обезглавленная часовня, переданная подворью Зеленецкого монастыря, в 1992 была освящена как храм, к 2008 отреставрирована, в интерьере установлены иконостас с иконами худ. Георгия Гашева и точный список с иконы Богоматери «с грошиками». В 2016-2021 силами Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге воссоздана большая церковь. Мозаики на фасадах выполнил художник-мозаичист Игорь Лаврененко.
12.30 – церковь Рождества Христова в Песках. Пример научного воссоздания снесенного в 1934 году памятника. Церковь была возведена в 1781-1789 по проекту арх. П.Е. Егорова в слободе придворной Канцелярии строения домов и садов. Храм являлся первой в столице репликой Троицкого собора Александро-Невской лавры. Внутри были иконостасы, изготовленные резчиками Канцелярии во главе с И.Ф. Дункером, иконы были написаны худ. И.И. Бельским, А.П. Антроповым и И.М. Тонковым, росписи – худ. Ф.Д. Даниловым и Ф.А. Щербаковым, лепная отделка принадлежала И. Никитину и А. Лобашову.
В 2005 был зарегистрирован приход, в 2014 получено разрешение на воссоздание, его спонсорами стали компания «Эталон» и группа частных лиц. Ктитор храма – президент фонда «Созидающий мир» В.А. Заренков. Проект научного воссоздания разработан арх. Р.М. Даяновым и его архитектурным бюро «Литейная часть-91». Работы были начаты в 2018 и завершены в 2020. Фасады проектировались на основе архивных чертежей и фотографий, внутреннее убранство стилизовано под стиль конца XVIII в., написаны иконы в духе работ В.Л. Боровиковского и его времени.
13.45 – Летний дворец князей Белосельских-Белозерских. Пример научного воссоздания здания, утраченного в 1960-е. Каменный крестообразный дом изначально был построен предположительно в 1770-х для графа К.Г. Разумовского. С 1803 Крестовский остров принадлежал Белосельским-Белозерским, в 1846-1847 они перестроили дом по проекту арх. А.И. Штакеншнейдера. После внезапной смерти заказчика, князя Эспера Белосельского-Белозерского, дворец строился и отделывался под наблюдением вдовы, княгини Е.П. Белосельской-Белозерской, и предназначался для их сына Константина. В 1884 он продал городской дворец на Невском (знаменитый шедевр А.И. Штакеншнейдера) великому князю Сергею Александровичу, сделав летний дом на Крестовском своим главным местом проживания. С 1919 по 1929 в национализированном здании размещался учебно-вспомогательный питомник Сельскохозяйственного музея. В 1941 здание сильно пострадало от немецкой бомбардировки и в 1960-х было полностью разобрано. В 2002 корпорация «Петербургреконструкция» приступила к полному воссозданию усадьбы Белосельских-Белозерских с целью размещения в ней элитного апарт-отеля. Инвестором выступила некая зарубежная компания. Работы завершились к 2006, после чего здание было поставлено на охрану в качестве памятника. В 2019-2020 проведена его реставрация.
14.30 – обед.
15.45 – музей христианской культуры. Частный музей, вновь открытый для посетителей на современном месте в 2021 году. Изначально возник в 2008-м как филиал основанного в 1993-м в Москве предпринимателем А.Н. Ивановым Русского национального музея, с 2009 года функционирующего как Музей Фаберже в Баден-Бадене. Первая экспозиция икон и христианских святынь размещалась в восстанавливаемой тогда церкви Андрея Критского. Сегодня коллекция МХК, сформированная на средства предпринимателя и мецената К.В. Голощапова, помимо значительного и полного собрания икон, имеет немало произведений мирового искусства, приобретенных в 2000-е на международных аукционах. Основная экспозиция, оформленная по последним стандартам музейного дизайна и технологии, включает более 700 экспонатов. Большая ее часть посвящена русской иконе XV-XX вв. и включает комплексы «небес» северных деревянных храмов, обширную иконографию богородичных икон, изображения разных святых, праздников и т.д. В отдельном зале качественными образцами представлена живопись итальянского Возрождения (в аннотациях к работам есть имена Рафаэля, Боттичелли, Беллини, Пинтуриккьо, Тинторетто и др.). Небольшая коллекция европейской живописи также включает в себя работы, атрибутируемые Рубенсу, Рембрандту, Ван Дейку. Несколько выставочных пространств отведено под тематические экспозиции: «Равноапостольный Константин Великий. Искусство первых веков христианства и Византийской империи», «Русская религиозная живопись XIX — начала ХХ века» (в аннотациях имена Брюллова, А. Иванова, В. Васнецова), «Император Николай II: семья и престол» (уникальные личные вещи императорской семьи). Имеется отдельный зал изделий фирмы Фаберже с экспонатами, в числе которых вызвавшие ряд острых дискуссий в экспертной среде три пасхальных яйца.
17.30 – церковь Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг. Фабрика для «делания бумажных денежных знаков», где печатались также ценные и гербовые бумаги, была построена под руководством А. Бетанкура на берегу Фонтанки в 1816-1818 гг. В память о чудесном спасении императорской семьи при крушении поезда в Борках 17 октября 1888 г. рабочие и служащие фабрики на собственные пожертвования построили в 1891-1892 по проекту арх. К.Я. Маевского здание с административными помещениями в нижнем этаже и церковью в верхнем. С 1998 вновь действует, с 2006 стал подворьем современного Констанино-Еленинского монастыря в пос. Ленинском на Карельском перешейке. Отреставрирован на средства ктитора Константино-Еленинской обители Константина Голощапова, а также стараниями директора Русского национального музея Александра Иванова и генерального директора ФГУП «Гознак» Аркадия Трачука. Воссоздано убранство, отреставрированы росписи, привезено огромное количество реликвий и дорогих икон. На лестнице экспонируются две больших картины Гюстава Доре.
18.20 – переезд на Московский вокзал и отправление в Москву на любых поездах после 19.00.
Стоимость поездки включает:
- ежедневные авторские экскурсионные программы Андрея Чекмарева и Алексея Слезкина
- комфортабельный автобус/микроавтобус туристического класса;
- проживание в комфортабельном отеле "Театральная площадь" г. Санкт-Петербурга
- завтрак во второй день и обеды во все дни поездки;
- все входные билеты в объекты, запланированные в программе, организация групповых экскурсий;
- радиогиды;
- услуги по организации и сопровождению поездки.
В стоимость путешествия не входят и оплачиваются дополнительно:
- сувенирная продукция и разрешение на фотосъемку
- дополнительные ужины и завтрак первого дня (за дополнительным завтраком вы можете обратиться к организатору поездки)
- проезд по маршруту Москва — Санкт-Петербург —Москва
Как добраться?
Туда, 22 ноября. 026А в 21:55, 022А в 22:20, 028А в 22:30, 006А в 22:50. Все поезда отправляются из Москвы с Ленинградского вокзала и прибывают на Московский вокзал 23 ноября с 06:06 до 06:41
Обратно, 24 ноября. Любые поезда с отправлением после 19:00 с Московского вокзала.
Подробная программа, условия оплаты и прочее придут вам на почту после записи. Формирование группы будет осуществляться до 11 ноября. Стоимость указана за одноместное размещение в группе от 15 до 33 человек. Чтобы выбрать двухместное размещение, выбирайте «льготный билет». Чтобы выбрать программу без размещения (если вам есть где остановиться), выбирайте «детский билет». Полная раскладка по стоимости приходит вам после записи на указанную электронную почту.
Вопросы, связанные с этой экскурсией, вы сможете задать организатору этой поездки Александру Сухову по электронной почте s@kotoroy.net или по телефону 8-977-301-4707 в будни с 10.00 до 19.00.