Прогулки и путешествия
Хотите гулять и путешествовать вместе с нами? Заглядывать в московские (и не только московские) дворы и не следовать проторенными тропами? Прогулки ищите в разделе «Прогулки по Москве», путешествия на один – три дня — в разделе «На выходные», дальние путешествия по России и в другие страны — в разделе «Дальние, более трех дней».
Чтобы подписаться на рассылку, достаточно зарегистрироваться и при подписке на новости добавить галочку в поле «Прогулки».
Правила записи изложены здесь
Авангард в живописи мы обсуждали не раз. А что происходило в музыке?
В нашей истории был чрезвычайно короткий период, сопутствующий первому революционному десятилетию, когда лозунг "Искусство в жизнь" воплотился в синтезе не только всех искусств, но и слиянии их с жизнью и зрителем. Музыка возглавила этот процесс. Однако, как и Малевича, Розанову, Кандинского, революционеров звука вскоре надолго вычеркнули из истории: слишком они были не похожи на воцарившуюся усредненность социализма. А без них история русского искусства (конечно, в первую очередь музыки) теряет задор и логику развития. О периоде 1920—1930-х гг. и его влиянии на искусство последующих лет вплоть до XXI вв. мы поговорим на единственной кураторской экскурсии в Музее музыки.
С куратором выставки «Мы звуколюди!» Константином Дудаковым-Кашуро, доцентом МГУ, специалистом по истории художественного и музыкального авангарда отправимся исследовать поколение, которое открыло в начале прошлого века новую вселенную звука.
Не даром в названии выставки слова из поэмы «Царапина по небу» Велимира Хлебникова. Звуколюди — это не только композиторы, но и конструкторы первых электронных инструментов, изобретатели шумовых машин и графического звука, «заумные» поэты, писавшие звуковые стихи; режиссёры экспериментального театра, музыканты, придумавшие новые способы исполнения; и многие другие.
На экскурсии мы не только узнаем о том, как жили и творили эти необычные музыканты, но и сыграем на экспериментальных инструментах, увидимся необычным партитурам в виде спиралей, созвездий, абстрактных рисунков; узнаем, как композиторы использовали свои наработки в раннесоветском кино; и конечно, поговорим о музыкальных манифестах (какой авангард без них!).
Вспомним о музыкальной поэме «Прометея» Александра Скрябина с партией света, футуристической опере «Победа над Солнцем», музыку к которой написал Михаил Матюшин, старший товарищ Малевича, знаменитый разработкой прямоугольной скрипки. Увидим бандуру Владимира Татлина, на которой традиционные украинские песни-думы наш авангардист исполнял для Пикассо. Поговорим о шумовых аппаратах Попова, которые поначалу использовали для создания реалистичного звукового оформления спектаклей Станиславского, а затем кинорежиссеры, вышедшие из театрального авангарда, с их помощью озвучивали свою продукцию. Одновременно повсюду (от детских домов до театральных подмосток) появлялись шумовые оркестры — шуморки. Из чего делали музыкальные инструменты и что играли — полюбуемся своими глазами и ушами.
Далее вспомним о пионерах электроакустики (да-да, среди них тоже не мало наших!): от Льва Термена с терменвоксом до менее известных авторов неовиолена, сонара, ильстона, эмиритона. Например, вы слышали о парторге из Пензенской области, придумавшем трехгрифную гитару в 1934? А он есть, и его творение мы увидим. Если бы его хождение по инстанциям оказалось более успешным, то СССР стал местом рождения первой в мире электрогитары.
О наследниках звуколюдей тоже поговорим, ведь несмотря на исчезновение музыкального авангарда с корабля советской жизни, он не забыт. Сегодняшние композиторы, исследователи музыки и исполнители все чаще обращаются к чудом сохранившимся партитурам. Один из них — знаменитый Петр Айду, сокуратор этой выставки.
Место встречи вы увидите после записи. Предварительная оплата обязательна.
Место встречи:
Откроется после записи, если вы находитесь не в резервном списке
|
Начало прогулки:
|
Длительность:
1 час
|
Цена:
1 600 р.
|
Юрий Егоров, историк транспорта, знаток железных дорог, приглашает в книжный клуб-магазин «Гиперион» на лекцию, посвященную тому, как не совсем простые люди путешествовали по железным дорогам.
С первых лет существования железных дорог их пассажирами становились не только обычные люди, но и высшие государственные люди – в том числе и российские императоры, начиная с Николая I. Особый статус требовал особых поездов, специальных условий движения и даже железнодорожных линий, предназначенных в первую очередь для перевозки высочайших персон. Например, у Николая II было пять собственных поездов, а уже порядком забытое название одной из московских улиц напрямую соотносится со специальной "царской" линией, связывающей разные дороги Московского узла.
Как была устроена эта отдельная железнодорожная империя? Как она менялась с течением времени? Исчезла ли она полностью в советскую эпоху или какие-то её элементы можно найти и сейчас? Обо всём этом поговорим на нашей лекции.
Лекция проходит офлайн, в книжном клубе «Гиперион» (Большой Трехсвятительский переулок, д. 2/1, стр. 6). Есть две категории билетов: для непосредственного присутствия выбирайте полный. А для получения только записи — льготный. Если у вас работает платформа, то вы сможете также посмотреть трансляцию на YouTube. После мы выкачиваем запись, переносим ее на RuTube и высылаем всем участникам, независимо от типа билета.
Место встречи:
Откроется после записи, если вы находитесь не в резервном списке
|
Начало прогулки:
|
Длительность:
2 часа
|
Цена:
800 р.
|
Ирина Левина приглашает на экскурсию по дому, который видел всё! Если попытаться назвать его именем владельцев, то выйдет «Усадьба Васильчиковых — Оболенских — Алексеевых — фон Мекков — Зиминых», и это еще не все…
Дом построен после пожара 1812 года Васильчиковыми, близкими родственниками фаворита императрицы Екатерины Великой. Сын Васильчиковых, Николай был декабристом, именно в этом доме его и арестовали. А потом дом продали Зубову, внуку Суворова, через которого дом попал во владение Оболенских. Эпоха и социальная принадлежность владельцев диктовала свой стиль. Дворяне Васильчиковы, Зубовы и Оболенские друг за другом переделывали убранство дома, сохраняя при этом общую структуру. Так, при них был устроен бальный зал с хорами: какие же дворяне — без балов с оркестром?
В 1865 году особняк переходит в купеческие руки — его покупает Александр Владимирович Алексеев, дядя Станиславского. Две из его дочерей вышли замуж за родных братьев Четвериковых и, получив от папаши дом, тут же заказали архитектору Чичагову новое оформление залов на свой купеческий вкус. У Алексеевых дом покупают фон Мекки, а с 1899 года и до революции в особняке будет царить музыка: тут обосновалась Частная опера Зимина.
В советские годы дом был клубом политэмигрантов, строительной конторой Дальстрой, и даже зданием Верховного суда! А в 1956 году после реставрации передан Шахматному Клубу СССР, преемник которого находится здесь до сих пор.
У нас с вами будет уникальная возможность осмотреть интерьеры особняка и послушать подробную историю этого владения.
Место встречи вы увидите после записи. Предварительная оплата обязательна. В группе не более 20 человек.
Место встречи:
Откроется после записи, если вы находитесь не в резервном списке
|
Начало прогулки:
|
Длительность:
1,5 часа
|
Цена:
1 700 р.
|
Мы приглашаем вас на прогулку в район уникального модернизма, подобного которому нет нигде в мире — на юго-запад Москвы. На этой прогулке мы осмотрим здания, перевернувшие представления москвичей об архитектуре и ставшие более 50 лет назад предметами ожесточенных споров не только внутри, но и снаружи.
В советское время Москва активно росла на юго-запад, который должен был стать парадной витриной советской столицы. С 1934 года, когда Академия наук была перенесена из Ленинграда в Москву, в окрестностях Калужского шоссе начали строиться научные здания: институты, жилые дома, лаборатории.
В 70-е годы у метро «Профсоюзная», на Нахимовском проспекте, появляются очень любопытные, созданные талантливыми архитекторами, образцы модернисткой архитектуры. Один из них — Институт Океанологии РАН им. П. П. Ширшова, о котором давно ходят легенды даже среди специалистов — он украшен невероятными витражами, имеет собственный бассейн и музей.
Во время экскурсии мы сначала коротко прогуляемся по Нахимовскому проспекту, увидим здания библиотеки ИНИОН, ЦЭМИ и прикладной медицинской библиотеки, а также обсудим их оригинальные архитектурные решения.
А после отправимся внутрь Института океанологии, чтобы познакомиться с его историей, увидеть закрытые рабочие помещения. А еще нам покажут Фантастических Рыбов!)
Место встречи вы увидите после записи, предварительная оплата обязательна. После оплаты обязательно пришлите ФИО и паспортные данные. Списки отправляем в 10-00 в пятницу накануне экскурсии, после этого запись на экскурсию закрывается.
Место встречи:
Откроется после записи, если вы находитесь не в резервном списке
|
Начало прогулки:
|
Длительность:
2,5 часа
|
Цена:
1 300 р.
|
Мария Подъяпольская приглашает зайти в особняк Тарасова на Спиридоновке, мечту об Италии великого Ивана Жолтовского.
Этот дом неизменно поражает каждого, кто проходит мимо — среди нарядных особняков и доходных домов вдруг вырастает строгое каменное здание — настоящее ренессансное палаццо, будто по волшебству перенесенное в Москву из Италии. Дом, построенный для армянских купцов Тарасовых знаменитым архитектором Иваном Жолтовским в стиле палладианского палаццо — своего рода «игра в Италию», в ней талантливый мастер смог воплотить свои знания и впечатления от любимой итальянской архитектуры. Строя современный особняк для взыскательных московских купцов, Жолтовский облек его в формы итальянской архитектуры XVI века — и это касается не только оформления фасадов здания, но и его интерьеров, которые архитектор и сотрудничавшие с ним художники — Игнатий Нивинский и Евгений Лансере — украсили богатыми потолочными росписями в ренессансном стиле, с копиями работ Тинторетто, Альбани, Романо и других прославленных художников. По счастью, вся эта красота сохранилась до наших дней. А особо хочется отметить, что у особняка есть тайный сад — его мы тоже с вами увидим!
На нашей экскурсии мы увидим большую часть прекрасных интерьеров особняка, а также поговорим об истории строительства дома и о его владельцах — представителях знаменитой купеческой династии Тарасовых.
Место встречи вы увидите после записи. Предварительная оплата обязательна. В группе не более 20 человек.
Место встречи:
Откроется после записи, если вы находитесь не в резервном списке
|
Начало прогулки:
|
Длительность:
1,5 часа
|
Цена:
1 700 р.
|