Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2024

Прогулки и путешествия

Хотите гулять и путешествовать вместе с нами? Заглядывать в московские (и не только московские) дворы и не следовать проторенными тропами? Прогулки ищите в разделе «Прогулки по Москве», путешествия на один – три дня — в разделе «На выходные», дальние путешествия по России и в другие страны — в разделе «Дальние, более трех дней».

Чтобы подписаться на рассылку, достаточно зарегистрироваться и при подписке на новости добавить галочку в поле «Прогулки».

Правила записи изложены здесь

02 декабря 2024

Вместе с Татьяной Ильиной мы приглашаем вас на онлайн-экскурсию по выставке "Передвижники", которая открылась в конце октября в Третьяковской галерее. 

Цикл из двух лекций (вторая пройдет 24 декабря) посвящен Товариществу передвижных художественных выставок – первому в России свободному сообществу художников, объединившему крупнейших мастеров 2 пол. 19 в. – В.Г. Перова и И.Н. Крамского, И.И. Шишкина и А.К. Саврасова, В.Д. Поленова и В.М. Васнецова, В.И. Сурикова и И.Е. Репина. С 1890-х гг. на передвижных выставках представляли свои произведения В.А. Серов и И.И. Левитан, А.Е. Архипов и К.А. Коровин, И.С. Остроухов и А.М. Васнецов и др. молодые художники.

Участие в передвижных выставках впервые обеспечило художникам финансовую и творческую свободу, которой раньше они были лишены: отбор картин на выставки, тематику произведений, заказы и их оплату определяла исключительно Академия художеств, обладавшая монополией во всех сферах искусства. Для передвижных выставок авторы сами отбирали свои произведения и назначали на них цены, неся полную ответственность за результат. Мы погрузимся в сложную и драматичную историю противостояния Академии и Товарищества передвижников.

Для Товарищества были важны также просветительские задачи: «передвижение» выставок по городам России дало возможность знакомиться с самым актуальным искусством не только столичной, но и провинциальной публике. Там, где проходили передвижные выставки, создавались художественные школы и музеи, появлялись новые коллекционеры и меценаты.

Передвижники с самого начала представляли на своих выставках только новые, ранее нигде не экспонировавшиеся произведения. Их публика всегда видела «эксклюзив», что привлекало множество посетителей. Многие участники Товарищества (Г.Г. Мясоедов, И.Н. Крамской и др.) проявили себя также как «эффективные менеджеры», умевшие договариваться о бесплатных помещениях, снижении тарифов на ж/д перевозки и многом другом. Всю бухгалтерию также вели сами художники (В.Г. Перов, Н.Н. Ге). Никакие посредники и пиарщики не привлекались к их деятельности; более того – с самого начала было принято решение об отказе от благотворительной помощи: творческая независимость всегда была для передвижников высшей ценностью.

Доходы от билетов, каталогов и фоторепродукций распределялись между всеми участниками, что позволяло существовать даже тем художникам, чьи картины оставались непроданными. Художественные и экономические принципы, положенные в основу Товарищества, сделали организацию исключительно жизнеспособной на протяжении более 50 лет.

Первая лекция посвящена предыстории передвижничества, первой передвижной выставке, самыми яркими открытиями которой стали картины «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Охотники на привале» В.Г. Перова, «Петр и Алексей» Н.Н. Ге. Затем мы подробно рассмотрим картины на исторические и евангельские сюжеты (Ге, Суриков, Репин, Крамской), где наиболее ярко проявился новаторский подход передвижников.

Лекция проходит в онлайн-формате. Никакого предварительного скачивания программного обеспечения для просмотра онлайн-лекций не требуется. Лекция будет записываться, видеозапись мы пришлем всем участникам ориентировочно через неделю.

Место встречи:
Откроется после записи, если вы находитесь не в резервном списке
Начало прогулки:
Длительность:
1,5 часа
Цена:
700 р.
По всем вопросам пишите: moskva@kotoroy.net