Корзина 0 товаров в корзине
Историко-культурологический проект о старой Москве
Дизайн - Notamedia 2024

Прогулки и путешествия

Хотите гулять и путешествовать вместе с нами? Заглядывать в московские (и не только московские) дворы и не следовать проторенными тропами? Прогулки ищите в разделе «Прогулки по Москве», путешествия на один – три дня — в разделе «На выходные», дальние путешествия по России и в другие страны — в разделе «Дальние, более трех дней».

Чтобы подписаться на рассылку, достаточно зарегистрироваться и при подписке на новости добавить галочку в поле «Прогулки».

Правила записи изложены здесь

24 марта 2024

24 марта, в воскресенье, мы с Ольгой Степановой приглашаем вас отправиться в Гусь-Хрустальный. 

Когда-то хозяина Гусевской хрустальной фабрики Нечаева-Мальцова спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной и сельской церквей в глуши Владимирской губернии. «А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь...» — отвечал Нечаев-Мальцов. Музей хрусталя расположен именно в этом храме, в Георгиевском соборе. Сам собор построен в 1892-1895 годах по проекту Леонтия Николаевича Бенуа в псевдорусском стиле. Сам архитектор писал: «В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений». Еще более впечатляла внутренняя отделка. Для работ был приглашен уже известный к тому времени художник В.М. Васнецов. Он написал 5 картин для Георгиевского собора. К сожалению, сохранились лишь две работы художника: огромное полотно «Страшный суд» размером 49 квадратным метров и мозаика «О тебе радуется, Благодатная…».

В журнале «Художественные сокровища России» за 1905 год П. Гнедич писал: «Впечатление ошеломляющее… Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда". Интерьер Георгиевского храма мы увидим в ходе посещения музея хрусталя. 

Мальцовы построили для стекольщиков целый городок вокруг плотины с магазинами, банями, храмами и училищем. В ходе нашей поездки мы обстоятельно посмотрим старинные мальцовские постройки (а других в XIX в. здесь и не было). Еще во Владимире мы познакомимся с внешним обликом ремесленного училища, построенного на деньги Мальцовых. 

На обратном пути из Гусь-Хрустального мы заглянем в Иванищи, на стекольный завод, где увидим полный цикл изготовления стекла. В наше время технология изготовление стекла на заводе остается аналогичной работе мануфактур XVIII в. Своими глазами вы увидите, как потомственные стеклодувы творят чудеса.  Думаем, это станет прекрасным завершением нашей «стекольно-хрустальной» поездки!

Место встречи:
Откроется после записи, если вы находитесь не в резервном списке
Начало прогулки:
Длительность:
10 часов
Цена:
5 600 р.
24 марта 2024

Премьера!

Еще один московский особняк, куда трудно попасть, откроет для нас свои двери. На экскурсию по нему приглашает вас Елена Петрова, москвовед, кандидат географических наук, старший научный сотрудник МГУ им. Ломоносова, автор книг о московских усадьбах.

Двухэтажный жилой дом по улице Бахрушина, 17 выделяется на фоне соседних зданий не только своим ассиметричным внешним обликом, с башенкой, но и обширным усадебным садом, чудом уцелевшим посреди городской застройки. 

Этот богатый купеческий особняк был построен на рубеже XIX - XX веков для потомственного почетного гражданина, владельца шерстоткацкой фабрики Митрофана Федоровича Михайлова. Проектировал необычное эклектичное здание гражданский инженер Николай Григорьевич Фалеев. Дом примечателен рустованной отделкой фасада, «ушастыми» наличниками окон, угловым эркером, увенчанным четырехгранным «чешуйчатым» куполом, а также маскаронами в виде львиных голов. Сохранилась каменная ограда сада с чугунной решеткой. В 1910 г. по проекту еще одного архитектора – Алексея Николаевича Милюкова, младшего брата известного лидера партии кадетов, к зданию была сделана двухэтажная пристройка с шатровой башенкой.

В советский период (20–40-е годы) особняк Михайлова использовался как клуб Московского электромеханического завода им. С. Орджоникидзе. В 1942 году, в самый разгар войны, в нем был организован Дом пионеров. Сейчас здесь располагается Центр
детского творчества «Замоскворечье».

Несмотря на сложную историю здания, в нем сохранилось первоначальное оформление интерьеров: парадная каменная лестница, арочные пролеты коридора второго этажа, кессонированные потолки, богато украшенная лепнина, витраж, печи, камины, оконная фурнитура и даже «родные» люстры. Все это мы увидим в ходе нашей экскурсии.

Место встречи вы увидите после записи. Предварительная оплата обязательна. В группе не более 20 человек.

Место встречи:
Откроется после записи, если вы находитесь не в резервном списке
Начало прогулки:
Длительность:
1,5 часа (полчаса на улице+1 час в особняке)
Цена:
1 400 р.
24 марта 2024

С хранителем Пушкинского музея отправимся на путешествие по Италии — на выставку «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко».

Невероятно, но факт — это первая выставка итальянского натюрморта в России. Она презентует не только невиданные картины из запасников и частных коллекций, но и обнародует сам факт чрезвычайной популярности натюрморта в Италии. 

Мы посмотрим на Италию XVII—XVIII веков и поговорим о сфере малознакомой и малоизученной. В нашем представлении, жанр натюрморта ассоциируется прежде всего с Голландией, где он определил лицо национальной живописной школы и превратился в своего рода эталон. Однако и живопись итальянского барокко невозможно представить без натюрмортов, живо отражающих дух эпохи. И все же несмотря на то, что Италия и натюрморт не разделимы, для истории искусства итальянский натюрморт «открыли» только в XX веке.

На выставке мы поговорим о итальянской школе XVII века, ее влиянии на типологию европейского натюрморта и творчество художников других стран. Увидим, насколько характер итальянского натюрморта отличается от творчества мастеров северной Европы. 

Еще одним направлением нашего разговора станет многообразие натюрмортных композиций и отличия среди художественных центров внутри страны. Например, в Неаполе живописцы специализировались на цветочных натюрмортах и «рыбных уловах», в Бергамо — на изображении музыкальных инструментов, а в Риме в моде были декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков, которые нередко дополнялись скульптурными изображениями либо фигурками играющих путти.

Место встречи вы увидите после записи. Предварительная оплата обязательна. В группе не более 15 человек.

Место встречи:
Откроется после записи, если вы находитесь не в резервном списке
Начало прогулки:
Длительность:
1,5-2 часа
Цена:
2 900 р.
24 марта 2024

С Оксаной Бухиной, архивистом и исследователем творчества знаменитого архитектора Валентина Дубовского на этот раз отправимся в Дом с рыцарями — доходный дом купца Филатова, построенный в 1913 году. Здесь было престижное жилье до революции, а после нее дом стал известен на всю страну в новой ипостаси — как Дом актера. Во время экскурсии мы узнаем об открытиях Оксаны, знакомстве с потомками архитектора и жильцов — тех, кто помнит этот дом в его дореволюционном блеске.

Дубовской — архитектор-романтик. Его строения переносят нас в эпоху средневековых замков, фасады непременно охраняют рыцари в окружении удивительных созданий. В первой части экскурсии прогуляемся вокруг знаменитого дома этого архитектора, посмотрим на рыцарей на фасадах, воспетых в творчестве советских поэтов и писателей. Например, поэт Евгений Агранович сложил следующие строфы:

Последний рыцарь на Арбате
Стоит на доме тридцать пять.
Он понапрасну время тратит,
Других стараясь отыскать.

Соберем бестиарий Дубовского: найдем дракончиков, львов, белку и горностая, сравним фасады с проектом, а найденных бестий с проектными, которых не случилось.

Во второй части экскурсии мы войдем внутрь дома и погрузимся в атмосферу жизни роскошного доходного дома. Побродим по старинным лестницам, представляя себя жильцами этого романтического замка серебряного века, как Летучий голландец возникающего перед нами из десятилетий забвения. Полюбуемся деревянным декором парадных — фирменным знаком Дубовского, как будто специально выбранным под стать фамилии. Увидим подлинные фонари в стиле модерн — тоже обязательный элемент в проектах доходных домов, выходящих из-под пера знаменитого продолжателя традиций рыцарской архитектуры. Заглянем во внутренний дворик дома.

Место встречи вы увидите после записи. Предварительная оплата обязательна. В группе не более 20 человек.

Место встречи:
Откроется после записи, если вы находитесь не в резервном списке
Начало прогулки:
Длительность:
2 часа
Цена:
1 700 р.
24 марта 2024

Интерьеры Дворца молодежи! Вместе с историком архитектуры, искусствоведом Марией Никитиной отправимся гулять по Москве Якова Белопольского, и основным акцентом станет посещение и изучение Дворца молодежи. Собственно, МДМ может служить маркером поколения: его зал видел каждый, кто когда-нибудь смотрел КВН.

Яков Борисович Белопольский – совершенно удивительный архитектор, хоть и почти неизвестный широкой аудитории. Свою карьеру он начал еще в 1930-х, когда был учеником великого Бориса Иофана и участвовал, в том числе, и в проектировании грандиозного Дворца Советов. После войны разрабатывал опять же вместе с Иофаном проект центра Новороссийска, он – один из авторов проектов планировки и застройки Юго-Западного района. Наследие Белопольского огромно — это и памятники, и общественные здания, и жилые районы… В 1960-е годы он увлекается модернизмом и его конкурсный проект московской Всемирной выставки 1967 года поражает многих. Увы, реализован он не был.

А в 1972 году проект Дворца молодежи, выполненный Белопольским, Гажевским, Кананиным и Хавиным, получает вторую премию в конкурсе и право осуществления. Треугольный объём здания в виде ладьи, увенчанный крылатой фигурой Победы, словно проплывал под параболической аркой. Но согласование затянулось на годы (от конкурса до ввода в эксплуатацию прошло 22 (!) года) и за это время из проекта исчезла динамика, здание превратилось в монументальный и несколько архаичный периптер, напоминающий древнегреческий храм.

Запись на экскурсию строго до 10-00 22 марта, пятница.
После отправки списков запись невозможна.

Место встречи вы увидите после записи. Предварительная оплата обязательна. Количество участников ограничено.

Место встречи:
Откроется после записи, если вы находитесь не в резервном списке
Начало прогулки:
Длительность:
2,5 - 3 часа
Цена:
1 700 р.
По всем вопросам пишите: moskva@kotoroy.net